
Впервые настоящий цирк, настоящую цирковую программу увидели Казанские зрители только в 1883 году, когда по приглашению предпринимателя Альберта Саламонского приехали в Казань артисты из антрепризы итальянца Максимилиана Труцци.
Первый же стационарный цирк появился в городе Казани в 1890 году. И построили его братья Никитины. Сыновья крепостного Дмитрий, Аким и Петр Никитины, начинавшие уличными комедиантами, к началу семидесятых годов XIX века уже владели собственными шапито, в которых показывали свои программы. Дмитрий выступал в качестве атлета и прекрасно играл на балалайке. Петр глотал шпаги, разыгрывал клоунские антре, дрессировал животных, пел куплеты, танцевал, был жокеем-наездником. Но самым знаменитым из Никитиных стал Аким – прекрасный артист и режиссер. Однако в историю братья вошли не столько как артисты, сколько как создатели русского национального цирка: строители и владельцы около десятка цирков, организаторы русских цирковых трупп. Никитины находили своих будущих артистов среди бурлаков, грузчиков, уличных комедиантов. Учили их цирковому и актерскому мастерству, режиссировали их номера, принимали на работу в свою труппу.
Первый стационарный цирк братья построили в 1873 году в Пензе. Потом в Саратове, Нижнем Новгороде, Тифлисе, Баку. А в 1890 году появился цирк и в Казани.
В апреле 1890 года братья Никитины обратились с прошением «о постройке временного деревянного цирка под железною крышею в 1-й части г.Казани, на Банном озере». Выбранное место было очень удачным: центр города, подъездные пути, зона отдыха у озера рядом с кремлевским холмом. Среди существовавших здесь некогда Белого, Черного, Банного и Поганого озер большинство нынешних казанцев знают лишь «Черное».
Получив участок и внеся сто рублей, «следуемые за наблюдением над постройкой», Никитины принялись за работу. И уже через три недели – 19 мая 1890 года «госкомиссия» подписала акт о приемке нового здания. Но потребовала от Никитиных «все здание цирка оградить легким барьером, куда бы не имела доступа публика…кроме того, поставить достаточное количество чанов с водой и швабры».
После приведения в исполнение указанных мер, в протоколе от 22 мая 1890 года значится, что «цирк может быть беспрепятственно открыт для пользования публикой».
Цирк стал одним из любимейших развлечений горожан. Репутация Никитиных как честных предпринимателей, глубочайших поклонников циркового искусства, талантливых артистов, была настолько высока, что они приглашали поработать на казанском манеже даже собственных конкурентов. Например, в июле 1891 года здесь со своим номером выступал «жёсткий бизнесмен», талантливый наездник, конный акробат и дрессировщик Альберт Саламонский.
Никитины вели цирковое хозяйство очень умно. Они старались использовать свое здание и во внесезонье, привлекая публику и мероприятиями, и техническими новшествами. Организовывали программы и к мусульманским праздникам. Например, в 1912 году ко дню Ураза-байрам было подготовлено представление в трех отделениях. В нем выступали китайская труппа с медвежонком, двенадцать гимнастов из Марокко и «другие потрясающие артисты». А кроме этого Петр Никитин, «с учетом национальных интересов публики» включил в программу состязание борцов и свой номер, в котором он управлял квадригой арабских жеребцов.
На манеже цирка братьев Никитиных шли бенефисы лучших артистов, вошедших впоследствии в историю не только русского, но и мирового цирка.
Макет здания цирка братьев Никитиных, выполненный макетчиком Володиным Сергеем Александровичем, можно увидеть в фойе Казанского цирка.
С юбилеем, любимый цирк!