Содержание
Началась кинематографическая карьера Маргариты Назаровой в 1956 году, на съемках другого культового советского фильма — «Укротительница тигров». Там она работала дублершей Людмилы Касаткиной, игравшей главную роль. Обычно имена дублеров в кинематографе не «светят». Но здесь крупными буквами прописали в титрах и даже на некоторых афишах — все же случай нетривиальный: женщина-укротительница страшных хищников, да еще и с кинематографической внешностью.
Сценарий «Полосатого рейса» был написан специально под Назарову: это было чуть ли не прямое указание Хрущева. И это были первые настолько открытые съемки с тиграми: они ходят по палубе корабля, «пристают» к людям, заглядывают в каюту к моющемуся в ванне Евгению Леонову. Между прочим, и нырял от тигра, и убегал, одетый лишь в облако пены, актер совершенно натурально — он боялся зверей как огня и до последнего наотрез отказывался сниматься в этой сцене.
А эпизод с «полосатыми купальниками» и Василием Лановым на одесском пляже мог кончиться трагедией: одна из тигриц перепрыгнула через ограждение и оказалась в людской толпе. Ее «загнала» назад осветитель, которая работала в картине.
Маргарита Назарова стала любимицей всей советской публики: в год выхода этой искрометной комедии (1961) ее посмотрели более 30 миллионов человек.
Фильм Сергея Параджанова по повести Михаила Коцюбинского, снятый в 1964 году, стал событием в советском кинематографе. Это драма, рассказывающая о несчастной любви молодых людей, принадлежащих к двум враждующим гуцульским родам. Параджанов обращается к традиционному укладу гуцулов — народа, живущего в Карпатах, говорит о вековых запретах, ломающих жизни, показывает аутентичную этнику (фильм снимался в настоящей гуцульской деревне).
Леонида Енгибарова, великого «клоуна с осенью в сердце», Параджанов пригласил на роль молодого юродивого — немого пастуха Мико. Роль эпизодическая, во всем фильме Енгибаров присутствует на экране от силы пять минут. Но в этой роли он органичен — ведь что такое немота для мима? Лишь дополнительная возможность раскрыть свой талант зрителю.
Потомственный акробат Владимир Довейко, заслуженный артист России, автор группового номера «Акробаты-прыгуны с подкидными досками», акробатического аттракциона «Русь — краса дерзновенная» несколько раз снимался в кино.
В экранизации шекспировской пьесы «Много шума из ничего» (1973 год) режиссер Самсон Самсонов пригласил его сыграть роль Бораччио — приближенного Дона Хуана, одного из главных героев, которого играет Владимир Коренев.
Среди несомненных художественных достоинств этой киноленты — стихи Юнны Мориц, которые выполняют роль своеобразного закадрового комментария. Впрочем, критики до сих пор ругают ленту: в ней сильно сократили шекспировский текст, некоторые сцены поменяли местами — режиссеру нужна была динамичность, и ради этого он не погнушался поменять полотно классической пьесы. Впрочем, актерский состав был собран интересный, и он вас точно удивит. Ведь тут, кроме заслуженного Ихтиандра всего Союза Владимира Коренева внезапно появляются и Татьяна Веденеева (которую в актерском амплуа тоже редко можно было увидеть), и Константин Райкин, и Эраст Гарин, и даже Юрий Яковлев (которого, кстати, в титрах нет).
Когда в 1966 году режиссер Александр Птушко начинал работу над экранизацией пушкинской «Сказки о царе Салтане», он не рассчитывал вводить в картину персонажа, которого не было у Пушкина — Шута. Но случайно зашел на выпускной экзамен в цирковое училище и увидел там Евгения Майхровского, того самого, который потом станет знаменитым на весь СССР клоуном по имени Май.
Решение Птушко позвать выпускника на съемки было сюрпризом для Союзгосцирка. Руководство предлагало на замену опытных клоунов, знаменитостей — Олега Попова, Карандаша, Бориса Вяткина. Но режиссер был непреклонен — ему нужен был Майхровский. С огромным трудом удалось выбить разрешение на съемки — не обошлось без прямой директивы от Екатерины Фурцевой, министра культуры СССР.
В фильме Майхровский и на лошади скачет, и трюки показывает, да и играет не только шута, но и гонца, и даже Чудо-Юдо. В сцене женитьбы шута «засветилась» жена Евгения, Наталья Ивановна. Сказка получилась добрая и красивая, а в юном, непосредственном, трогательном шуте (да и в гротескно-страшном Чуде-Юде) даже не сразу узнаешь клоуна Мая, который на много лет станет любимцем советских детей и взрослых.
Телевизионный фильм «Выше Радуги» (1986) поставил режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич. В этой сказке для подростков снялись большие артисты: Михаил Боярский, Ольга Машная, Галина Польских… и знаменитый на тот момент клоун и дрессировщик кошек Юрий Куклачев.
Фильм вошел в историю еще и благодаря удивительной музыке — вы могли его ни разу не видеть, но песни «Зурбаган» и «Спит придорожная трава» в исполнении юного Владимира Преснякова-младшего слышали точно. Это там они прозвучали впервые, и с них началась всесоюзная слава молодого певца.
Двухсерийная история рассказывает историю мальчика Алика по фамилии Радуга. Главный герой встречает волшебницу Сирену, которая исполняет его заветное желание, а еще помогает Ивану Ивановичу (он же Иван-дурак), которого играет Юрий Куклачев. Куклачев играет здесь вместе скотом Кешей и псом Пиней – они показывают целое представление прямо на улицах Таллина, где и снимался фильм.
И пусть Иван Иванович — персонаж не центральный, но его роль в сказочной истории, тем не менее, немаловажна, и зритель с улыбкой узнает в нем того знаменитого клоуна, который изменил лицо советского цирка и подхода к дрессуре кошачьих.