Содержание
Собрали для вас интересные факты о цирковых собаках — чего-то вы точно до сих пор не знали, можем гарантировать!
Человек одомашнил собаку не позднее, чем 15 тысяч лет назад — так думают современные ученые. Сначала пес просто жил рядом, потом начал помогать в охоте, потом — в войне, потом — в домашнем хозяйстве. И, конечно, в развлечении. Люди издревле учили собак разным трюкам, а самые талантливые «дрессировщики» зарабатывали на этом деньги. Собаки прыгали через кольцо или палочку, сидели, ходили на задних лапах, «пели» под незатейливую мелодию.
Византийский хронист Феофан-Исповедник, живший в XIII – XIX веках описал в своей «Хронографии» выступление одного из таких артистов:
«Пришел из Италии некий Андрей с рыжей слепой собакой, которая по его приказанию давала представления. Дело было на площади. Андрей потихоньку от собаки брал у зрителей, толпившихся в большом количестве, кольца золотые, серебряные и железные, разбрасывал их, покрывал землей, а собака узнавала, кому какое кольцо принадлежит. Затем собака распознавала, каким императором выпущена та или иная монета, наконец, она угадывала, какая из зрительниц беременна, кто в собравшейся толпе скуп, кто щедр, кто развратен».
Умная цирковая собака знает более двухсот пятидесяти слов и реагирует на них сообразно ситуации. Кстати, дрессировщики используют слова-команды, истинное назначение которых известно только им и, собственно, собакам. Команды дрессировщика зритель не замечает, а пес – совершенно четко знает.
Так строился, к примеру, номер «Собака-математик», который был популярен в советском цирке. Собаки на самом деле не считали предметы и уж тем более не складывали цифры (у них чисто биологически недостаточно ресурсов для настолько образного мышления). Они просто начинали лаять по одной скрытой от зрителя команде дрессировщика — и переставали по другой. Вот и вся математика!
Пионер цирковой дрессуры собак в России — Владимир Дуров. Вернее, «ученых собак» в балаганах показывали и задолго до него — они были постоянными спутниками русских скоморохов, а позже — артистов бродячих цирков и единичных групп (вспомните «Белого пуделя» Александра Куприна). Но по-настоящему, по-научному и главное – гуманно, начал работать с собаками именно Дуров. Он рассказывал о своих собаках Бишке и Запятайке, которые умели считать, угадывать ноты и показывать моря на карте. Все это — результат вдумчивой безболевой дрессировки и изучения научных трудов академиков Сеченова и Павлова. А помогал ему в изучении тонкостей собачьей натуры великий русский ученый, профессор Бехтерев.
Как французский импрессионист Эдгар Дега часто изображал балерин, так и голландский художник-анималист Шарль Ван ден Эйкен нередко обращался к цирковым собакам как к натурщицам.
Например, в 1880 году Ван ден Эйкен нарисовал группу из троих цирковых собак, одетых в сценические костюмы. А на переднем плане — типичный для тогдашней Голландии ящик для сбора денег. Были у него и другие картины, изображавшие цирковых псов.
Цирковых животных, хорошо выдрессированных и знающих команды, нередко берут сниматься в кино. Например, в дебютном фильме Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс» заглавную роль сыграла цирковая дворняжка по кличке Брех. Талантливое животное отлично справилось со сценарием и весьма творчески участвовало в съемках. И всё бы ничего, если бы не межличностные отношения.
Брех и Евгений Моргунов как-то сразу друг друга невзлюбили. За кадром актер часто ругал собаку и даже пытался физически на нее воздействовать. Пес за себя постоял — как следует вцепился в ногу «Бывалому». Когда будете смотреть этот фильм, обратите внимание: собака появляется в одном кадре с актерами лишь в считанных сценах (когда все бегут). Всё остальное время пса снимали отдельно. После этого фильма Брех вернулся работать в цирк, и больше в кино не снимался.
Когда Михаил Румянцев подбирал себе сценического партнера, он сразу понимал: нужна собака, а не человек. Но какая порода подойдет? На дворе стоял 1936 год, раскачивался маховик репрессий, и тут в цирке появилась домработница арестованного польского дипломата с черным лохматым песиком под мышкой. Румянцев понял: вот он, его пес!
Сначала Никс (так звали первую собаку клоуна Карандаша, а Кляксой назвали уже второго терьера, а за ним и последующих псов) очень грустил по прежнему хозяину. Он отказывался от еды. Не понимал русских команд — и Румянцев выучил польские! Во время войны военные чиновники не разрешили взять собаку в поезд, когда эвакуировался цирк — и Карандаш не бросил собаку, а самостоятельно добрался до Омска (в голоде, холоде и с риском для жизни).
Максим Никулин, директор Московского цирка на Цветном бульваре, считате, что самыми безнадежными из всех пород собак в плане дрессировки считаются борзые. Ими руководят сплошные инстинкты, думать им некогда, да и не приходится. Максимум, чему можно научить талантливую борзую собаку — нескольким несложным прыжкам.
Есть и другие сложные к дрессировке породы — той-терьеры, йоркширы, чау-чау. Они слишком самодостаточные, чтобы выполнять человеческие команды.
В общественном мнении существует убеждение, что самые подходящие для дрессировки и самые сообразительные собаки – это дворняжки.
Что касается породистых собак, то дрессировщица Наталья Желнакова рассказывает, что для цирка подходят контактные, легкообучаемые и стрессоустойчивые породы. В тройке «лидеров» среди таких она называет пуделей, фокстерьеров и бобтейлов.
Пуделя многие считают абсолютным чемпионом по показателю дрессируемости: помимо вышеописанных важных свойств, в их породной «книжечке» значится еще и отсутствие агрессивности, и экстравертный нрав, и, что немаловажно, отличная память. Золото, а не собака!