Знаменитого клоуна Бо — Бориса Оскотского, мы впервые увидели осенью 2022-го в программе «МОСТ» Белорусского цирка. Весной 2023-го он приехал в наш город уже с коллегами, чтобы организовать вместе с Казанским цирком Клоунский май. И поделился с нами своими мыслями о жизни в цирке и цирке в жизни.

Борис Оскотский

Я перестал мечтать о космонавтике и решил стать клоуном

— Мне было 5 лет, когда папа повел меня в цирк. Мы жили в Перми, это сейчас город-миллионник, а тогда, как и во многих советских городах, фонари горели только на центральных улицах. А тут приехал цирк-шапито. Я никогда не видел до этого столько света, смеха, сюрпризов. Я был просто потрясен. Такие же сильные впечатления я испытал позже, когда увидел немецкий цирк Ронкалли и выступление цирка Дю Солей.

И именно тогда, когда мы вечером с папой шли домой, я перестал мечтать о космонавтике, как мои школьные приятели, а решил стать клоуном. Как оказалось, это было серьёзное решение.

Смешная наука

— В 1919 году после революции цирки национализировали, а клоунов осталось очень мало. Государство решило их поддержать, и зарплата клоунов стала в полтора раза выше, чем у других артистов цирка. И сразу возникли клоуны-музыканты, клоуны-акробаты. Благодаря господдержке за короткое время клоунада сделала большой шаг вперед, и профессиональная планка была весьма высока.

Что интересно, я не помню имен клоунов моего детства, там и не было громких имен. Но все они, каждый по-своему, без исключения были смешными.

Об эпохе победившего стендапа

— В конце 90-х профессия клоуна перестала быть престижной. Представляете, мои знакомые ездили по всей стране, но не могли набрать никого в клоунскую студию – не было желающих.

Как ни странно, тогда в профессию потянулись женщины, в основном — актрисы. Но с ними вот ведь какая проблема. Женщина приходит. Красивая. И она всегда хочет быть красивой: вот, говорит, у меня такие будут губки, длинные реснички… Возникает вопрос: хорошо, а чем ты будешь смешить публику? Хотя хорошие клоунессы есть — та же Антошка — но большая их часть сейчас трудится за границей.

Не так давно я был на Цветном бульваре, смотрю: очередь огромная стоит от самого метро, думал — в цирк, а оказалось, что на комика из стенд-апа. Вот такое время сейчас. Но есть интересные тренды – это импровизация, яркие примеры есть на телевидении, это по сути своей экспериментальная клоунада.

О Юрии Никулине

— Я проработал 13 лет в Цирке на Цветном бульваре и скажу просто: Никулин был огромной доброты человек.

На одном из фестивалей, помню, он был председателем жюри. Когда после заслуженных работников культуры представили его, зал встал и минут двадцать аплодировал. Никулин лично просил тишины, но публика не замолкала. Это на самом деле был не просто любимый всей страной человек, но и личностно очень сильный, очень хороший, очень порядочный человек. Я могу долго рассказывать о нем…

Я как-то спросил у его жены Татьяны Николаевны: когда обижали, как он реагировал? Ведь его возможности позволяли растереть человека в порошок. Несколько раз спрашивал, а она все уходила от ответа, а потом узнал от других, что он просто вычеркивал номер обидчика из записной книжки, даже не думая кому-то жаловаться, мстить…

Об Олеге Попове

Он был сумасшедший пиарщик, как сказали бы сейчас. Вот, представьте, везде, где было написано слово цирк, был Попов и его знаменитая клетчатая кепка. Миллионы только шоколадок и открыток в год — и везде он.

Попов был великий фантазер, он все время что-то придумывал. Теперь я тоже умею придумывать, видимо, этот навык в нашем деле приходит с возрастом – начинаешь придумывать, дополнять номер, хотя прежде не хотел, например, тратить время на поиск нового реквизита.

К слову, посмотрите, сколько у меня одинаковых с виду костюмов. Зритель не видит, что я переоделся, а между тем, все они разные для разных номеров (тут вшит карман, там прорезь, здесь секрет). Вот пара с виду одинаковых галстуков. А вот мой чудесный велосипед…

О профессии

Клоуну очень важно найти свое лицо и при этом не повторять то, что освоено еще в молодости. Тем более у нас не принято повторять чужие репризы. Так, созданные до тебя, нетронутыми остаются номера признанных мастеров.

Мне моя работа никогда не надоедает. А все потому, что я занят любимым делом. Это по важности — как найти спутника жизни: много риска, много случайных факторов. Подумайте, сколько людей с нетерпением ждут выходных, чтобы отдохнуть от своей профессии, от начальника, от коллектива. У меня такого нет.

О школе клоунов

— В Казани для детей, которые хотят связать свою жизнь с цирком, есть прекрасная цирковая школа. Как вам повезло: великолепные и очень строгие педагоги – как на них смотрят дети! И я вижу в глазах маленьких артистов огромное желание выступать.

Ведь пока ты молод — а это особенно важно в клоунской профессии – ты словно в мешок складываешь и набираешь самые разные умения. Я встречаюсь с воспитанниками детских клоунских студий и всегда говорю им об этом, ставлю в пример великого клоуна-труженика Леонида Енгибарова: сколько навыков он приобрел, став и жонглером, и мимом, и эквилибристом.

У меня была возможность помочь маленьким клоунам из детской студии недалеко от Перми, куда я часто наведываюсь, попасть на международный клоунский фестиваль. Там новички смогли встретиться с настоящими мастерами. Вы бы видели эти горящие глаза у ребят! Ведь у профессии клоуна нет границ. Я всегда это говорю. Если номер сделан хорошо, то над ними смеются во всех странах.