Содержание
В центре Санкт-Петербурга, на набережной Фонтанки, стоит удивительное каменное здание. Богато украшенное, сочетающее в своем облике элементы классицизма и барокко, со скульптурами на фронтоне — и почему-то круглое! Это первый каменный цирк в России, цирк Чинизелли. А кто такой этот Чинизелли и почему его фамилия до сих пор красуется на фасаде этого произведения архитектурного искусства?
Справедливости ради, Чинизелли в истории российского цирка было несколько — это была прославленная династия наездников и дрессировщиков лошадей. Ее главный деятель — Гаэтано Чинизелли, который родился в 1815 году в итальянском городе Комо. Учеником в цирковую труппу Алессандро Гверра Чинизелли пришел еще ребенком, в 12 лет — учился искусству наездника и работе с лошадьми. Доподлинно неизвестно, из какой семьи происходил Гаэтано — в одних источниках говорится, что к цирку семейство не имело никакого отношения. Другие же в этом сомневаются: все-таки в те годы цирковыми артистами становились чаще всего по семейной линии.
Довольно быстро стало ясно: у мальчика невероятный талант. В 1835 году, уже в Вене, двадцатилетний Гаэтано был главным артистом труппы. С 1841 по 1845 годы Чинизелли работал в Париже, в цирке Антонио Франкони — учился верховой езде у прославленного в те годы мастера Франсуа Боше. Мастерство совершенствовалось, Гаэтано считался одним из признанных мастеров европейского цирка. На представления с его участием публика валила толпами — так, как он, с лошадьми мало кто умел работать. А цирк, надо заметить, в те годы был «лошадецентричным» — самые эффектные номера были те, которые создавались наездниками, вольтижерами и дрессировщиками.
Но не только природный талант и усердная учеба позволили Чинизелли в итоге стать тем, кем он стал. Красавец Гаэтано был парень не промах — ему удалось очень удачно жениться. Его избранницей стала Вильгельмина Гинне, в цирке она выступала под псевдонимом Ландринетте (в XIX веке в Европе были популярны конфетки — леденцы «Ландрин». Вильгельмина тоже была искусной наездницей и гимнасткой, а ее сказочная красота была залогом того, что в цирк на ее выступления шли даже богатые аристократы. Ценные подарки, стихи, бесчисленные букеты — всё было у Ландринетте, но нужно было выходить замуж, и она выбрала «коллегу по манежу».
Ценность удачного брака Чинизелли была не столько в удивительной красоте и большом таланте жены, сколько в том, из какой семьи она происходила. Ее старшим братом был Карл Магнус Гинне — известнейший в те годы цирковой менеджер и артист. У него была собственная труппа, он был богат и влиятелен. Через шурина для Гаэтано были открыты широчайшие возможности. Да и остальных сестер Гинне тоже выдал за представителей сильных цирковых династий. А семейственность в цирке — дело святое. Так что, женившись на красотке Ландринетте, Чинизелли, метафорически выражаясь, получил не только козырную даму — целую колоду выигрышных карт.
А тем временем Алессандро Гверра, в чьем цирке Чинизелли начинал карьеру, развивал свой бизнес в России — у него был деревянный цирк в Санкт-Петербурге. И в один прекрасный момент он позвал Чинизелли вместе с женой к себе в труппу — это случилось в 1846 году. Дело в том, что у него появились конкуренты в лице двоих французов — Поля Кюзана и Жюля Лезара, которые тоже построили деревянный манеж по соседству. Нужно было срочно усиливать программу — и Чинизелли согласился на предложение своего первого учителя (кстати, весьма щедрое).
Интересная деталь: чтобы приехать в труппу Гверры, Гаэтано и Вильгельмина фактически «кинули на деньги» труппу Парижского цирка, с которой в то время у них был контракт. В Париже их заочно судили и даже приговорили к гигантскому штрафу. Но штраф этот, по закону, можно было взыскать только на территории Франции — а значит, Чинизелли уже никогда не могли выступать на берегах Сены.
Кстати, кроме них, в Петербурге за полгода перебывали почти все европейские звезды цирка — соперничество шло жёстко, привлекали всех, кого могли. И это был сезон, когда столица холодной северной страны стала столицей европейского цирка. Сезон 1846-47 годов Гаэтано и Вильгельмина провели в труппе у Гверры. Гаэтано представляли как «первого артиста героического жанра и режиссера комических сцен», его жену — как первую танцовщицу, «отличающуюся грандиозной силой».
А пятилетний сын артистов, Андреа Чинизелли, вместе с шестилетней дочкой Гверра — Клотильдой — исполнял комическую сценку. Через много лет Андреа женится на Клотильде, породнившись таким образом с семьей великого циркового менеджера (как когда-то его отец).
Но в 1847 году из-за вмешательства российских властей цирк итальянца все-таки разорился. Гверра покинул Россию, и вслед за ним уехали Чинизелли. Это был первый «российский поход» Гаэтано и Вильгельмины.
Итак, во Францию ехать было нельзя (под угрозой краха семейного бюджета). И поэтому супруги обосновались в Англии. 28-летний Гаэтано, достигший всех высот циркового искусства и в подробностях обучившийся у Гверры делу циркового менеджмента, основал собственную труппу в Лондоне. Благо, в нее можно было позвать многочисленных родственников — например, трех сестер Вильгельмины с мужьями. Принимал участие в судьбе этого предприятия и Карл Гинне, его всемогущий шурин.
Труппа была действительно сильная: лондонцы стройными рядами шли на представления и исправно несли в кассу деньги. Цирковое семейство неплохо зарабатывало, а Чинизелли показал, что он не только один из лучших европейских наездников и дрессировщиков лошадей, но и талантливый менеджер цирка. При этом он сам выступал в своей труппе как конный акробат в атлетическом и героическом жанре. Труппа Чинизелли с успехом гастролировала по всей Европе
В начале 1860-х годов Гаэтано ненадолго заехал в Италию. Он уже был настолько прославленным артистом, что его пригласил к своему двору сам король Италии Виктор-Эммануил: в королевских конюшнях нужен был педагог-тренер. Монарх пожаловал артисту титул почетного королевского шталмейстера. Гаэтано был польщен и горд до такой степени, что аж до самой его смерти на афишах цирка Чинизелли этот титул был прописан большими буквами. Король так был благодарен Гаэтано за его работу, что в 1868 году наградил его орденом Короны Италии и разрешил, в общем-то, безродному цирковому артисту, иметь личный герб!
Читайте в продолжении о «втором пришествии» Гаэтано Чинизелли в Россию и о том, как он преобразил российский цирк.