Содержание
Знакомьтесь: клоунский дуэт «Группа захвата» — Анвар Саттаров и Николай Коновалов. Они удивляют зрителей в программе «Все будет хорошо», который представляет в Казани цирк Никулина на Цветном бульваре. Но это не просто клоуны. Они участвовали в шоу-бизнесе в самых разных ипостасях: несколько лет играли в КВН, с начала карьеры танцевали на главных сценах страны, а в 15-летнем возрасте даже как-то раз самовольно «захватили» манеж Уфимского цирка!
Анвар и Николай родом из Уфы, они дружат с десятилетнего возраста. В то время Анвар постигал азы акробатической эксцентрики в цирковой студии в уфимском Дворце Орджоникидзе. Туда же потом и друга привел.
— Я сам занимался там с 1986 года — увидел в пионерском лагере выступление воспитанников студии, которая, как оказалось, была в двух минутах от моего дома. Я пошел и записался. Просто в ту пору я был очень энергичный, все время шутил, дурачился, даже уроки порой срывал — мне нужно было найти себе какое-то применение, которое сочетало бы в себе не только физическую составляющую, но и творческую. А в 1989 я туда и Николая привел, — рассказывает Анвар. — Занимались мы там до 18-летнего возраста.
Окончив девятый класс, с полгода друзья поработали клоунами и акробатами в труппе «Цирка на сцене» — были такие коллективы, которые колесили по городам и весям и показывали на концертных сценах цирковые номера. Как раз в то время друзья узнали о Румянцевском цирковом училище в Москве — и твердо вознамерились туда поступить.
Но для этого нужно было сначала получить среднее образование. Из школы к тому моменту ребята уже ушли, вечерняя школа их не устраивала качеством образования, поэтому принесли документы в строительное училище. Отучились там два года, получили по три разряда каждый — стали дипломированными каменщиками, монтажниками и сварщиками. И после этого отправились в Москву, поступать в Румянцевское училище.
Цирковой опыт у ребят уже был — да еще какой! Вот уж действительно «группа захвата» в полной красе! Впрочем, обо всем по порядку. Еще за полгода до окончания 9-летки Анвар устроился в Уфимский цирк подрабатывать осветителем — «пушкарем». В тот момент в цирке выступали воздушные гимнасты, которые на несколько представлений должны были взять на себя функцию клоунов — отрабатывать репризы вместо экстренно уезжавшего клоунского дуэта. Анвару стало обидно: разукрашенные гимнасты, по его мнению, в чужом амплуа не блистали — работали несмешно и безыскусно. И он решил попытать удачи — впервые в жизни выйти с Николаем на манеж. Правда, сделать это он намеревался самовольно, не предупредив никого, кроме звукорежиссера, оркестра и коллег-осветителей.
— Инспектор манежа об этом не знал. Как я на это решился? Видимо, сказались мои хулиганские замашки. Но я это сделал во имя блага российского цирка и зрителей! Потому что считал, что это я должен был заполнять эти паузы, а не гимнасты и не музыкальные увертюры!
Ребята заранее отрепетировали классическую смешную акробатическую репризу с трюками. Анвар сидел на пушке в халате (под ним был костюм), во время антракта загримировался в темноте. Николай пришел на представление в качестве обычного зрителя, принес с собой сумку, переоделся и загримировался в туалете в антракте. И вот настал «самопальный звездный час». После воздушного полета рабочие сцены убирали страховочную сетку, и в это время на манеже ничего не происходило: скучающие зрители слушали увертюру. В этот момент Анвар и Николай и решили «вторгнуться» в ткань представления.
Увертюра так и не прозвучала. Заранее подговоренный звукорежиссер включил фонограмму, прожекторы ярко осветили манеж, и на арене откуда ни возьмись возникли два клоуна. Они даже выходили не из форганга (там их никто не ждал, и оттуда их никто бы на манеж не выпустил), а из боковых проходов на манеж.
— У директора цирка, сидевшего на первом ряду, глаза на лоб полезли. Он не понимал, кто эти люди. У нас был американский грим — под ним нас невозможно было узнать. Отработали мы, конечно, не лучшим образом. Немного растерялись — потому что впервые были на настоящем манеже. Но в конце собрались, были и смех, и улыбки в зале, и аплодисменты. А когда мы закончили эту репризу — убежали, бросив весь наш реквизит. Коля в туалет, я за пушку, и всё, — рассказывает Анвар.
Вечером того же дня он подошел к директору цирка и во всем признался. И даже внушения не получил: директор только отчитал его за то, что сразу не сказал о своих клоунских навыках.
Приехав в Москву, ребята сдали вступительные экзамены — и поступили в прославленное училище. Мечта сбылась! Но чем-то нужно было зарабатывать. Наши ребята танцевали брейк-данс и хип-хоп с элементами акробатики. Танцевали практически везде: и на улице, и на концертных площадках. В 1998 году их заметил один продюсер, который собрал из них бойз-бенд, выступавший на разогреве у более популярной группы. Ребята, по сути, танцевали под фонограмму. Тогда и возникло название «Группа захвата», под которым сейчас выступает клоунский дуэт. Потом Анвар и Николай работали со звездами, в разных шоу, с разными артистами. Николай вспоминает:
— Нас пригласил в «Кривое зеркало» Петросян, мы там выступали. Потом поработали и в цирке с Запашными. 10 лет мы играли в футбол в команде «Старко» — это была команда звезд российской эстрады. Мы колесили по разным городам страны, играли в футбол с представителями администраций городов. Были в Сирии, на базе «Хмеймим», поддерживали наших военных.
В 2010 году известный хореограф Егор Дружинин пригласил ребят поучаствовать в шоу, которое представляла Россия на церемонии закрытия Олимпийских игр в Ванкувере. Анвар выступал в шоу, Николай ездил в качестве подстраховки, чтобы в случае чего заменить друга.
Но ведь ребята учились в Румянцевском училище. Как же цирк?
В 2002 году «Группа захвата» участвовала в Первом всероссийском фестивале клоунады в Саратове. «Золота» на нем не получил никто — двум лидерам вручили по серебряной награде. Стоит ли говорить, что одним из победителей была «Группа захвата»?
Несколько лет подряд ребята играли в КВН за команду «Сборная Большого московского цирка». Николай говорит, что нужно быть одиноким и без семьи, чтобы играть в КВН. Потому что это большой мир, отдельный, который живет по своим законам. И чем выше лига и достижения, тем строже эти законы. Совмещать игры с работой в цирке — работа для сильных духом.
— Мы отрабатывали представление в цирке — одно, два, три — а потом могли до полуночи КВН репетировать. Перед играми — вообще ненормированный график. Можно репетировать до четырех утра, в семь подъем, в восемь начинается следующая репетиция. А если снимается телевизионный эфир — чем ближе к нему, тем напряженнее. Что-то за пару дней до эфира может во время редактуры быть вырезанным из программы. Шутки какие-то, что-то еще. Тогда это придумывается заново — и нужно успеть отрепетировать. Времени не хватает. И поэтому ты весь этот месяц приходишь на репетиции и потом на съемку с красными глазами, невыспавшийся — но отснять все нужно с улыбкой, весело, — говорит Анвар.
11 лет клоун-дуэт отработал в Большом московском цирке — наши герои получили там, по их словам, «нереальный опыт». Полтора года назад Анвар и Николай ушли в самостоятельное плавание, участвуя в разных программах. Развивают свои репризы, покоряют зрителей мастерством и пользуются огромным успехом.
Сейчас, выступая в Казанском цирке, Анвар с горечью вспоминает о родной Уфе: там цирк сейчас закрыт. Он говорит:
— Есть у меня огорчение за людей Башкортостана, потому что у них нет своего цирка. За детей. Там сейчас целое поколение вырастет без цирка! Может быть, был смысл когда-то вывести его из системы Росгосцирка и сделать не федеральным, а республиканским? Как сделали в Казани и в Ижевске? Смотрите: цирк — сам по себе можно сравнить с заводом, в котором есть несколько цехов. А Росгосцирк — это один огромный завод, в котором отдельным цехом становится целый цирк. Ну нельзя успеть сделать всем хорошо! Нет столько денег, или же они неправильно ими распоряжаются, или куда-то эти деньги уходят… И я считаю, если Уфимский цирк вывести юридически в республиканский статус, и если у республики есть желание и средства на реконструкцию — может быть, получится лучше?
У Анвара есть еще одно высшее образование — он окончил ГИТИС по специальности «Режиссура цирка». Так что о родной Уфе говорит не голословно, а со знанием дела и с желанием поработать там. Он признается: «Мечтаю стать директором нового, заново построенного уфимского цирка»…