В архиве Казанского цирка есть афиша, в которой представлена лаконичная информация: «Воздушные полеты без сетки под руководством артиста Бредо». Что это за Бредо такой? Что за номер и когда он был придуман? Мы начали разбираться — и вышли на одну из самых храбрых и одновременно трагических династий советского и российского цирка.
В афише огромными буквами напечатана фамилия артиста Бредо. Но, как всегда, там, где самые большие буквы, — ищи ошибку. Фамилия артиста была Бреда. А в ранних источниках ее иногда пишут даже как Брэда. Впрочем, обо все по порядку.
При Екатерине II среди множества скандинавов, приехавших служить в Россию, был датчанин Эмиль Бреда. Один из его дальних потомков, Анатолий Николаевич Бреда, сбежал из дома вместе с цирком шапито в возрасте 14 лет — в 1929 году. Сначала он работал в группе акробатов-прыгунов и эквилибристов на першах. Потом стал гимнастом-вольтижёром в номере «Перекрестный полет». А в 1949 году возглавил собственный номер — назывался он «Воздушный полет». Это именно он имеется в виду в нашей афише 1955 года.
Номер был уникальный. Анатолий Бреда придумал систему лонж, тросов и амортизаторов, которые позволяли гимнастам обходиться без предохранительной сетки. Это смотрелось очень эффектно, но все же номеру не хватало какой-то изюминки, своего антуража… Он появился после первого полета человека в космос. Весь мир стал бредить космосом и восхищаться смелостью космонавтов. Тогда-то и родилась у Анатолия Бреда идея нового номера. Купол цирка, подсвеченный словно звездное небо, гимнасты в «скафандрах» – специальных костюмах с люминесцентными красками – работают на головокружительной высоте в полной темноте, освещенные лишь одинокими лучами прожектора. Это зрелище уникальной, удивительной красоты и необычайной сложности (ведь гимнасты, летали в полной темноте и без страховочной сетки!) получило название «Космическая фантазия» и прославила Бреда на весь мир.
Как и во многих цирковых семействах, у Бреда тоже был семейный подряд. Сначала в номере с Анатолием работала его жена Любовь. Начинала она как «каучук», но с 1949 года уже работала с мужем. Потом к ним присоединились дочь Маргарита и сын – тоже Анатолий.
В 1969 году Маргарита упала с большой высоты во время выступления – подвело страховочное оборудование. Ей пришлось перенести несколько сложных операций: множественные переломы и травмы заставили врачей буквально собирать тело гимнастки заново.
В 1982 году Анатолий принял от отца руководство номером «Космическая фантазия». В новом составе номера работали его жена Евгения и их сын Денис. 12 декабря 1994 года случилась страшная трагедия. Во время представления в Кишиневе оборвались крепления аппаратуры. Упав с головокружительной высоты прямо на манеж, Анатолий погиб на месте. 16-летний Денис умер через несколько дней в больнице, не приходя в сознание.
После падения Маргарита не работала на высоте — восстановившись после страшного падения, она решила переквалифицироваться… в дрессировщицы. Работала с разными животными — в ее номере были корова, зебра, а с 1992 года любимцами Маргариты стали шимпанзе. Но всего лишь через год после трагической смерти брата, в 1995 году, пятидесятилетняя Маргарита Бреда решила воссоздать отцовский номер. Работать в него пришел ее собственный сын — Максим Бреда-Диков.
Так и продолжили летать под куполом российского цирка гимнасты-космонавты, в полной темноте, на высоте 18 метров, в светящихся костюмах! Ориентировались артисты только по звуку и ощущениям. В зале должна была царить полная темнота, строго запрещалось открывать двери и включать телефоны. Потому что даже небольшой светящийся предмет мог дезориентировать артистов, которые должны быть хирургически точны в каждом своем движении. Слишком высока была цена ошибки. Слишком большая цена уже была уплачена семьей Бреда за то, чтобы номер продолжал жить.
Сегодня «Космическая фантазия» уже не показывается — много воды утекло с тех пор. Цирковая династия Бреда закончилась — отошла от дел Маргарита Анатольевна, в цирке уже не работает Максим, не пришли в него и его дети.
Но старые афиши помогают нам поднимать из закромов народной памяти истории великих номеров и больших артистов цирка.