В архиве Казанского цирка есть афиша, в которой представлена лаконичная информация: «Воздушные полеты без сетки под руководством артиста Бредо». Что это за Бредо такой? Что за номер и когда он был придуман? Мы начали разбираться — и вышли на одну из самых храбрых и одновременно трагических династий советского и российского цирка.

Не Бредо, а Бреда!

В афише огромными буквами напечатана фамилия артиста Бредо. Но, как всегда, там, где самые большие буквы, — ищи ошибку. Фамилия артиста была Бреда. А в ранних источниках ее иногда пишут даже как Брэда. Впрочем, обо все по порядку.

При Екатерине II среди множества скандинавов, приехавших служить в Россию, был датчанин Эмиль Бреда. Один из его дальних потомков, Анатолий Николаевич Бреда, сбежал из дома вместе с цирком шапито в возрасте 14 лет — в 1929 году. Сначала он работал в группе акробатов-прыгунов и эквилибристов на першах. Потом стал гимнастом-вольтижёром в номере «Перекрестный полет». А в 1949 году возглавил собственный номер — назывался он «Воздушный полет». Это именно он имеется в виду в нашей афише 1955 года.

Номер был уникальный. Анатолий Бреда придумал систему лонж, тросов и амортизаторов, которые позволяли гимнастам обходиться без предохранительной сетки. Это смотрелось очень эффектно, но все же номеру не хватало какой-то изюминки, своего антуража… Он появился после первого полета человека в космос. Весь мир стал бредить космосом и восхищаться смелостью космонавтов. Тогда-то и родилась у Анатолия Бреда идея нового номера. Купол цирка, подсвеченный словно звездное небо, гимнасты в «скафандрах» – специальных костюмах с люминесцентными красками – работают на головокружительной высоте в полной темноте, освещенные лишь одинокими лучами прожектора. Это зрелище уникальной, удивительной красоты и необычайной сложности (ведь гимнасты, летали в полной темноте и без страховочной сетки!) получило название «Космическая фантазия» и прославила Бреда на весь мир.

Исполнители номера «Космическая фантазия» в 70-х годах прошлого века. Фото из архива автора текста.

Две жизни, отданные цирку

Как и во многих цирковых семействах, у Бреда тоже был семейный подряд. Сначала в номере с Анатолием работала его жена Любовь. Начинала она как «каучук», но с 1949 года уже работала с мужем. Потом к ним присоединились дочь Маргарита и сын – тоже Анатолий.

«Космическая фантазия» под управлением А. Бреда. Источник фото: https://circusekb.ru

В 1969 году Маргарита упала с большой высоты во время выступления – подвело страховочное оборудование. Ей пришлось перенести несколько сложных операций: множественные переломы и травмы заставили врачей буквально собирать тело гимнастки заново.

В 1982 году Анатолий принял от отца руководство номером «Космическая фантазия». В новом составе номера работали его жена Евгения и их сын Денис. 12 декабря 1994 года случилась страшная трагедия. Во время представления в Кишиневе оборвались крепления аппаратуры. Упав с головокружительной высоты прямо на манеж, Анатолий погиб на месте. 16-летний Денис умер через несколько дней в больнице, не приходя в сознание.

Возрождение отцовского номера

После падения Маргарита не работала на высоте — восстановившись после страшного падения, она решила переквалифицироваться… в дрессировщицы. Работала с разными животными — в ее номере были корова, зебра, а с 1992 года любимцами Маргариты стали шимпанзе. Но всего лишь через год после трагической смерти брата, в 1995 году, пятидесятилетняя Маргарита Бреда решила воссоздать отцовский номер. Работать в него пришел ее собственный сын — Максим Бреда-Диков.

Маргарита Бреда со своими шимпанзе. Источник: www.volgograd.kp.ru

Так и продолжили летать под куполом российского цирка гимнасты-космонавты, в полной темноте, на высоте 18 метров, в светящихся костюмах! Ориентировались артисты только по звуку и ощущениям. В зале должна была царить полная темнота, строго запрещалось открывать двери и включать телефоны. Потому что даже небольшой светящийся предмет мог дезориентировать артистов, которые должны быть хирургически точны в каждом своем движении. Слишком высока была цена ошибки. Слишком большая цена уже была уплачена семьей Бреда за то, чтобы номер продолжал жить.

Афиша 1955 года. Из архива Казанского цирка

Сегодня «Космическая фантазия» уже не показывается — много воды утекло с тех пор. Цирковая династия Бреда закончилась — отошла от дел Маргарита Анатольевна, в цирке уже не работает Максим, не пришли в него и его дети.

Но старые афиши помогают нам поднимать из закромов народной памяти истории великих номеров и больших артистов цирка.