«Характер этого артиста можно определить одним словом: труженик. Сутки у него делились на две части — одну, маленькую, когда он спал, и другую, когда работал», – писал про Валентина Филатова Юрий Никулин.
Продолжение. Начало здесь: 1 часть, 2 часть
Медведи Филатова снимались в телепередачах, в кино. Некоторым косолапым даже вручали – как людям – настоящие водительские права!
Медведицу, о которой сейчас пойдёт речь, звали Девочка. Филатов научил её не бояться рёва мотора и лихо ездить на мотоцикле. На гастролях советского цирка в Германии Девочка производила фурор. Особенно её полюбили в Штутгарте. Дошло до того, что мэр города и начальник полиции решили выдать медведице-мотоциклистке настоящие водительские права.
Все штутгартские газеты напечатали фотографии Девочки, держащей в лапе диплом автоледи.
Прошло десять лет. «Медвежий цирк» Филатова снова оказался на гастролях в городе Штутгарте. Администратор тура, господин Матнер, увидел Девочку на репетиции, вспомнил, что у неё есть право ездить по улицам города, и попросил Филатова, чтобы Девочка совершила поездку по Штутгарту. Исключительно в рекламных целях! Филатов согласился.
В назначенный день в сопровождении корреспондентов, фоторепортёров и телеоператоров медведица Девочка и Валентин Филатов выехали на прогулку. Валентин Иванович вспоминал:
Впереди двигался роскошный белый лимузин «мерседес» с господином Матнером, за ним – наш голубой мотоцикл с эмблемой цирка. За рулём мотоцикла восседала Девочка в ярко-красном защитном шлеме. Её блестящая рыжая шерсть с красноватым оттенком очень напоминала цвет крашеных волос многих пожилых дам, толпившихся на тротуарах. Я сидел в коляске мотоцикла, чтобы медведица не нервничала. Девочкины водительские права лежали в моём кармане….
Прохожие аплодировали. А регулировщик уличного движения на перекрёстке, увидев медведицу за рулём, до того опешил, что открыл рот и остановил движение, включив красный свет в светофоре. Девочка не растерялась – затормозила. Тут зааплодировал даже регулировщик! А потом произошло непредвиденное. Вот как писал об этом Валентин Иванович:
Какой-то лихач, управлявший юрким маленьким «фольксвагеном», вдруг вынырнул под самым носом машины господина Матнера. Белый «мерседес», чтобы не врезаться в лихача, резко затормозил. Уставшая от криков толпы, шума автомобилей и ярких реклам медведица всё-таки заметила внезапно вспыхнувшие красные тормозные сигналы «мерседеса». Но, к сожалению, Девочка нажала на мотоциклетные тормоза с опозданием. Наш мотоцикл слегка ударил в задний бампер «мерседеса».
Главное: никто не пострадал. Полицейский инспектор опросил свидетелей, изучил документы Девочки, а потом оштрафовал владельца «фольксвагена».
Репортёры попросили Валентина Ивановича прокомментировать происшествие. Филатов очень хорошо сказал: «Пусть на долгие годы это будет единственным столкновением между нашими странами».
«Вашу лапу, медведь! (1969) – так назывался художественный фильм режиссёра Тамары Лисициан, в котором снимались медведи Валентина Филатова. Не все знают, что часть съёмок этой картины проходила в одном из охотничьих хозяйств Татарстана.
Особенно отличился в этом кино медведь по кличке Макс. Он участвовал в сцене с браконьерами: нужно было изобразить, как огромный медведь одним своим видом пугает мужчин, нарушителей правил охоты.
На съемках этой сцены Макс всерьёз напугал артистов, изображавших браконьеров. После, согласно сценарию, он должен был сесть на мотоцикл и укатить в чащу леса по узкой тропинке. Макс выполнил это задание безукоризненно. Но режиссёр Тамара Лисициан решила подстраховаться и попросила оператора и артистов – мало ли что? — снять эту сцену ещё раз.
Жара, суета, шум… Макс, конечно же, устал. Он уже недовольно порыкивал. И когда началась «запасная» съёмка сцены с браконьерами, Макс довольно вяло поднял на злодеев лапу. Потом он, как и было положено, сел на мотоцикл и.… поехал совсем в другую сторону! Филатов вспоминал:
Сначала Макс прибавил газ, а потом на ходу спрыгнул с мотоцикла и побежал по тропинке, ведущей к озеру. Мы – за ним, а за нами – все участники киносъёмки. Медведи бегают очень быстро. Мы еле поспевали за ним. Добежав до берега, Макс без промедления прыгнул в воду!..
Макс доплыл до середины озера, не обращая ни на кого никакого внимания. Потом повернул назад. Вышел на берег, отряхнулся. Он был очень довольный! Ну а Валентин Иванович Филатов был просто счастлив: любимец Макс заставил его, конечно, понервничать, но главное – ничего по-настоящему страшного не произошло.
Валентин Иванович Филатов был в числе первых деятелей советского цирка, получивших почетное звание народного артиста СССР. Известность и авторитет он заслужил как дрессировщик медведей – прежде всего. Но также он дрессировал львов, тигров, слонов, гепардов…
Среди его многочисленных наград одну можно считать уникальной: это золотая медаль Акима Никитина (1843-1917) – одного из создателей русского цирка. В 1913 году, в честь сорокалетия русского цирка, Аким Александрович заказал отчеканить золотые медали, которыми потом награждал выдающихся, по своему мнению, артистов. Данные о том, кому именно он вручал свои награды, и сколько медалей всего было, нам разыскать не удалось. Известно, что после смерти Акима Никитина оставшиеся тридцать шесть золотых медалей перешли по наследству его приёмному сыну – дрессировщику лошадей, соло-жонглёру на лошади Николаю Никитину (1887-1963).
Медали от Николая Акимовича Никитина выдающиеся, по его мнению, артисты получили после его смерти в 1963 году. Он сам составил список. В списке было 36 артистов, среди которых – дрессировщик лошадей Николай Ольховиков, жонглёр Александр Кисс, клоун Олег Попов и дрессировщик медведей Валентин Филатов…
Продолжение следует