Мы уже рассказывали, как обстояли дела с цирковыми представлениями во второй половине XIX века: их в нашем городе давали в шапито и во временных, сколоченных на лето, манежах. Но в 1890 году Казань обрела свой собственный постоянный цирк. Рассказываем, как это было и кто такие братья Никитины, чье имя тесно связывается с основанием казанского цирка.

Как дети крепостного стали цирковыми магнатами

Братья Никитины — Дмитрий, Аким и Петр — были русскими цирковыми артистами и предпринимателями. Отец их родился крепостным крестьянином, а после освобождения стал шарманщиком. Своих детей он решил обучить цирковому искусству. Петр стал акробатом, наездником и гимнастом, Аким — клоуном, Дмитрий — атлетом и гимнастом. Семейство выступало на ярмарочных балаганах, давало представления на площадях больших городов.

Работали братья и отец довольно успешно — у них был духовой орган, что изрядно повышало их «количество просмотров». К началу 70-х годов XIX века братья открыли свое дело — так хорошо складывалась их карьера.

В 1873 году они за бесценок ухитрились купить цирк шапито — весь комплект. И началось: в Пензе они открыли «Русский цирк братьев Никитиных», набрали труппу. Со своими артистами братья не церемонились: пришел — отрабатывай по 10 — 12 представлений в ярмарочный день! Артисты стонали под непомерным грузом работы, зато Никитины богатели.

Дмитрий, Петр и Аким Никитины. Фото с сайта www.circopedia.org

Они были так известны, что их цирк пригласили даже выступать на торжествах по случаю коронации Александра III в 1883 году. Для этих торжеств Никитины сколотили открытый цирк с двумя манежами на 15 тысяч зрителей!

В 1880-е годы XIX века Никитины начали строить стационарные цирки в разных городах России. Их железная воля, предприимчивость и легкая рука подарила цирки Москве (тот самый цирк на Цветном бульваре корнями уходит к никитинскому цирку!) и Харькову, Астрахани и Киеву, Батуми и Баку, Одессе и Тифлису (ныне Тбилиси), Пензе и Ревелю (ныне Таллинн), Саратову и Ростову, Нижнему Новгороду и, конечно же, Казани.

Цирк братьев Никитиных в Саратове в 90-е годы XIX века . Изображение с сайта www.circopedia.org

Деревянный цирк на Чёрном озере

В 1887 году «саратовский мещанин» Петр Никитин обратился в Казанскую городскую управу с просьбой дать ему место на Николаевской площади под постройку каменного цирка и (что особенно важно) не пускать в город конкурентов. Николаевская площадь, напомним, находилась там же, где частенько располагались цирковые балаганы — на месте нынешнего Университетского парка (он же — Ленинский садик). Управа не очень хотела соглашаться — ей хотелось оставить площадь свободной, поэтому Никитиным предложили место на Арском поле (в районе нынешнего парка Горького). Но не так были просты братья, и после долгих переговоров им выделили место — не в центре площади, а в Банноозерском саду под Кремлем (на месте нынешнего Черного озера).

Реклама цирка Никитиных в газете. Изображение с сайта https://otkudarodom.ua

В 1890 цирк был открыт: деревянный, под железной крышей, с электричеством и водопроводом! Правда, отапливать его было сложно и непомерно дорого, поэтому зимой представлений не давали.

Габдулла Тукай в поэме «Сенной Базар, или Новый Кисекбаш», писал про тот самый цирк:

«Вот он, цирк — отличный преогромный дом.
Правит в нем Никитин. Мы к нему зайдем.
Кто у нас в Казани чудеса сочтет?
А такого сроду не знавал народ»

Богатые люди сидели в первых рядах и ложах зрительного зала. Самый простой люд приходил на галерку. Прибегал туда и Федор Иванович Шаляпин, когда был подростком — ведь не зря в 1912 году, приехав в родную Казань уже всемирно известным певцом, один из вечеров провел… в цирке!

Что показывали?

Сохранились разные документы той эпохи, в том числе и цирковые афиши, и рецензии в городских газетах. Представления готовились по самым разнообразным поводам. Например, по случаю Ураза-байрама! Цирк был переполнен, если верить газетам тех лет. Публику удивляли 12 арабов из Марокко — это были всемирно известные гимнасты. Аким Никитин (сын одного из троих братьев-основателей — Николая) выступал с четверкой дрессированных лошадей. Были китайская труппа с медвежонком, акробаты на вращающейся лестнице, множество других интересных номеров. А в третьем отделении публика смотрела свое излюбленное развлечение — соревнование пяти пар борцов. Да-да, в те времена борьба показывалась в цирке, а не на спортивной арене.

Фрагмент картины Александра Бучкури «У цирка». Государственный Русский музей, Изображение с сайта www.culture.ru

А вот газетный анонс представлений конца августа 1915 года: там говорится, что представлений назначено два — дневное («по уменьшенным ценам») и вечернее. Одного ребенка до 12 лет можно было провести бесплатно. В дневном представлении участвует кукла или человек-машина (специально для детей). И днем, и вечером публике предлагалось посмотреть на летающих людей, человека-лягушку и дрессированных верблюдов. А вечерняя программа в честь бенефиса директора цирка Петра Никитина предлагалась новая, грандиозная программа (и сенсационное зрелище — человек под водой). И, конечно, борцы.

Советская власть: цирк имени 8-й годовщины ТАССР

В 1924 году цирк получил статус государственного. К тому моменту не было в живых ни одного из братьев Никитиных, да и о частных цирках можно было забыть. В 1927 году их творение, простоявшее почти 40 лет, было разобрано, а на его месте построен новый цирк — тоже деревянный. Он уже отапливался, помещения стали больше и светлее (все-таки дореволюционные стандарты менялись на новые). Этому цирку присвоили имя 8-й годовщины ТАССР. Так цирк Никитиных в Казани прекратил свое существование, началась новая эпоха.

Деревянное здание Казанского цирка. Изображение с сайта Национального музея РТ https://gorkiy.tatmuseum.ru

А казанцы как любили цирк до революции, так и продолжали его любить и после. Они ходили в цирк на Черном озере до конца 1950-х годов. Здесь встречали больших артистов, легенд советского цирка: выступали Эмиль Кио и Карандаш, джигиты Кантемировы и Тугановы, сестры Кох, клоунский дуэт Юрий Никулин — Михаил Шуйдин и многие, многие другие великие деятели цирка.

В конце 1950-х здание на Черном озере сгорело — да так, что восстанавливать было просто нечего. И Казанский цирк вступил в новую эру своего развития.