Валерий Акишин, парень из Мурманска, с юных лет грезил цирком и даже поступил в мастерскую клоунады при цирке на Цветном бульваре. А когда его оттуда отчислили за «профнепригодность», не отчаялся и создал номер в принципиально новом жанре. С ним он гастролировал по Америке и Европе, получил заветный приз на фестивале в Монако (цирковой «Оскар») и признание публики по всему миру. Интересно? Рассказываем.

Фото: https://media.timeout.com

Все грезили морем, а Акишин — цирком

Валерий Акишин родился в Мурманске. Семья его с цирком связана не была — отец, например, работал механиком на промысловом судне. Морем в Мурманске грезили практически все мальчишки — все же гений места налагает свой отпечаток на детские мечты. А Валера с пяти лет бредил цирком, и в 15 уже поступил работать униформистом — цирковую науку изучал с самых азов. Отец был очень недоволен: он считал, что у мужчины должна быть более серьезная профессия, мечтал, чтобы сын «перебесился» и пошел по его стопам.

А упрямый Валерий никого не слушал: в юности успел поработать униформистом в Батуми, в московском шапито, в Пензенском цирке. Все это продолжалось два года. В 1972 году юноше предложили попробовать работать клоунаду в группу «Цирк на сцене» — была в позднесоветские годы такая практика, когда цирковые артисты сходились в творческие группы и ездили по городам и весям, давать представления на сценах клубов и домов культуры.

Но Валерию этого было мало, хотелось-то большего. Всесоюзной славы. Зарубежных гастролей. Больших, настоящих цирков…

И тогда амбициозный юноша поехал в Москву— попытать счастья на отборе в творческую мастерскую клоунских жанров при цирке на Цветном бульваре. Мастерской руководил Марк Местечкин, и попасть туда было невероятно престижно. Пробовались в тот раз 900 человек. Прошли — только 9, среди них — Валерий Акишин. Вот тогда-то отец, наконец, сдался и понял: у сына есть не только упрямство, но и талант.

Всемирно известный номер родился… в коридоре мурманского Дома культуры

В цирковой мастерской Валерий проучился год. В одном из интервью он рассказывал, как их, начинающих клоунов, учили «подсадке» — это когда цирковые садятся в зал, и когда клоуны зовут участвующих в репризе якобы из зала, выходят на манеж. Мастером такой «подсадки» был и сам Юрий Никулин. Кстати, сегодня с «подсадными» стараются не работать — жанр развивается, и современный профессиональный клоун примечает подходящих для себя зрителей для интерактива с первых минут выступления.

Номер «Веселые скакалки» в 1987 году. Выступление в телепередаче «Будильник». Скриншот с видео

Итак, Валерий год учился в цирке на Цветном бульваре, но его отчислили с формулировкой «за профнепригодность». Юноша вынужден был вернуться в Мурманск. Но рук не опустил — решил собрать свою команду: набрал товарищей и организовал при местном Дворце культуры первый в Мурманске самодеятельный цирк «Арлекино». Там-то ему пригодилась вообще вся цирковая практика. Правда, сначала у его цирковой студии даже не было своего помещения: незадачливым артистам милостиво позволили репетировать в коридорах Дома культуры. И вот оттуда-то, из этих коридоров, в итоге вырос совершенно новый жанр цирка — акробатика со скакалками.

Номер «Веселые скакалки» родился случайно. Акишин увидел на улице девчонок, которые прыгали через скакалку, и вспомнил, что в цирке есть трюк со скакалкой. Но вот самостоятельного номера с несколькими скакалками, со сложной акробатикой — не было до сих пор нигде. И Валерия осенило: реквизита нужен минимум, а поле для мастерства — широчайшее!

Взлет карьеры

Реквизит действительно был самым простецким — обычная веревка. Выглядел он скучновато. Его пытались украшать блестками, но они осыпались. Акишин пробовал нанизывать на веревку раскрашенные пробки из-под шампанского — но они оставляли замешкавшимся артистам синяки. Выход нашли в «Детском мире» — маленькие пластиковые игрушки: и яркие, и легкие, и безобидные.

Номер «Веселые скакалки» в 1987 году. Выступление в телепередаче «Будильник». Скриншот с видео

Сначала подготовили шесть трюков. А во времена расцвета количество трюков в «Веселых скакалках» доходило до полусотни! Из мурманского дома культуры группа Валерия Акишина переехала в Ташкент — во все тот же «Цирк на сцене». Как-то раз один из самых авторитетных цирковых администраторов в СССР Юрий Розенберг увидел «Веселые скакалки» — и уцепился за идею позвать ребят в программу Союзгосцирка. Они, кстати, были едва ли не единственной труппой, которой удалось из «Цирка на сцене» перескочить сразу в систему Союзгосцирка! Это был большой успех.

«Скакалки» стали валютным номером (так называли цирковые номера, которые вывозили на зарубежные гастроли и на которых зарабатывали в валюте). Их видели в Японии, в Европе, в США… Юрий Никулин говорил, что просто не представлял, какой уникальный номер может получиться с обычными скакалками. «Солнечный клоун» Олег Попов признавал: появилось нечто новое по стилю и реквизиту. В 1987 году «Веселые скакалки» получили первую премию на Всесоюзном конкурсе циркового искусства. И по заслугам! Через скакалку прыгала пирамида из четверых человек! Кстати, этот трюк до сих пор так никто и не повторил.

Владимир Акиньшин. Фото с сайта https://1001.ru

А потом был Монте-Карло: знаменитый фестиваль циркового искусства, куда мечтает попасть каждый цирковой. И Валерий Акишин, «профнепригодный» мальчишка из Мурманска, со своей труппой получил там три приза: «За художественное оформление», спецприз от княжества Монако и «Серебряного клоуна». Все признали, что в цирке родился новый жанр.

Номер «Веселые скакалки» под руководство Акиньшина в версии 80-х годов

Номер со скакалками в совместной программе Московского цирка Никулина и Казанского государственного цирка «Все будет хорошо». Фото Екатерины Краевой.

Кстати, сейчас цирк Никулина на Цветном бульваре показывает этот жанр в программе «Всё будет хорошо» на манеже Казанского цирка. В номере со скакалками вместе с артистами из столичной труппы выступают ученики детской цирковой школы Казанского цирка. Обязательно приходите посмотреть!