Знаменитая «летающая тарелка» цирка украсила Казань в 1967 году. Это признанный памятник архитектуры, и на тот момент здание было единственным в мире, чей огромный бетонный купол был возведен без внутренних опор. А чтобы сотворить это чудо, казанским архитекторам пришлось рассчитать нагрузки на супер-ЭВМ. Рассказываем, как строили уникальное здание.

Не как в Ярославле

После того, как сгорел деревянный цирк на Банном озере, Казань осталась без цирковых развлечений. В советское время цирк нес не только развлекательную, но и воспитательную, и пропагандистскую функцию, поэтому руководство города довольно быстро получило разрешение на постройку нового цирка — в 1963 году.

Место выбрали в центре города, под кремлевскими стенами. Выбор был непростым: поскольку цирк рассчитан был на 2,5 тысячи человек, вокруг здания должно было быть достаточно площади, чтобы все эти люди могли на нее выйти и не создать давку. При этом все мы помним, как застраивался центр Казани: улочки неширокие, свободных площадей немного. Но в итоге цирку отвели место на берегу Казанки, на месте деревянных трущоб, которые уже тогда сносили, рядом со строившимся стадионом (который получил потом название Центрального).

Фото из архива Казанского цирка

Архитекторам дали директиву использовать проект ярославского цирка (в те годы это было распространенной практикой — строить по одному и тому же проекту общественные здания в разных городах. Кстати, на досуге можете посмотреть, сколько в России «двойников» театра им. Камала — вы очень удивитесь). Но творческая мастерская №1 «Татгражданпроекта» была на то и творческая, чтобы внести в проект что-то свое. Что-то особенное. Уж очень серым и безликим им показался выданный образец.

Новое чудо света

Вопреки всеобщему мнению, изначально у проектировщиков не было мыслей о летающей тарелке: космическая тематика войдет в советскую архитектуру чуть позже, лет через пять. Вы спросите: а как так получилось? Да очень просто. Специалисты решили повторить силуэт холмов, на которых стоит центр Казани, добавить, так сказать, еще один холм. Так и появилась полусфера, которая потом очень удачно вписалась в космическую идеологию. Вот такое совпадение.

Очень важная деталь: это был первый в мире цельный купол огромного диаметра (62 метра!), который построен без внутренних опор! Казанские молодые архитекторы всё рассчитали, и по всему выходило: так строить можно. Конечно, проект им согласовали не с первого раза — целых два года длилось это согласование. На макете, сделанном из пластических смол, моделировали снеговые и ветровые нагрузки. Архитекторы ездили в Киев — там стояла единственная в стране ЭВМ (предок вашего ноутбука), которая была способна сделать столь сложный расчет параметров. Машинным расчетам уже тогда доверяли, а они показали, что такой купол возможен.

Фото из архива Казанского цирка

Осторожные власти города и республики разрешать проект все равно не хотели. Но все же сдались: с могущественным компьютером спорить не стали. В итоге в 1965 году начали строить. Монолитная железобетонная «тарелка» купола без внутренних опор до сих пор является архитектурной редкостью, а уж в 1967 году она попала на страницы не только всей советской, но и мировой периодики.

«Внутреннее устройство наиболее удачно спроектировано именно у вас»

В ночь перед первым представлением цирк проверили на прочность методом, совершенно не удивительным для советских властей. Расквартированные в Казани солдаты внутренних войск — 2,5 тысячи человек, на полный зал — приехали в цирк. Они группами по 500 человек прошли на зрительские места. Потопали. Похлопали. Поиграл оркестр. А архитекторская группа стояла на манеже, прямо под своим чудо-куполом. Потом солдаты вышли — испытание прошло успешно.


Фото из архива Казанского цирка

Красоту цирка оценили все. Первый сезон в Казанском цирке открывала московская труппа. Позже Юрий Никулин писал письмо строителям и архитекторам нашей «летающей тарелки»:

«Я работал во многих цирках нашей страны и за рубежом, но считаю, что внутреннее устройство Казанского цирка — зрительный зал, закулисная часть, репетиционный манеж, гримерные комнаты и другие подсобные помещения — наиболее удачно спроектированы именно у вас. Прекрасная акустика, чудесный ровный не слепящий свет, отличная видимость того, что происходит на манеже».

Сразу после открытия в цирке работал буфет. Фото из архива Казанского цирка

Постановлением Совета Министров Татарской АССР от 17.05.1973 г. №256 здание Казанского государственного цирка было включено в список памятников архитектуры местного значения.