«Лучшим аттракционом нашей страны по праву считался «Медвежий цирк» Валентина Ивановича Филатова. Только ему доверялась честь вносить знамя Союзгосцирка на всех праздниках и больших торжественных заседаниях. Этим он фактически признавался Главным артистом советской цирковой организации», – так пишет в книге «Олег Попов» (2020) Александр Калмыков – известный в цирковом мире режиссёр и продюсер.

Продолжение. Начало здесь: 1 часть2 часть, 3 часть

В этой же книге Калмыков рассказывает о гастролях советского цирка в США в 1973 году, во время которых произошла любопытная история.

Обида и возможная эмиграция в Америку

Художественным руководителем программы в гастрольном туре по США в Союзгосцирке назначили Олега Попова. Знаменитый клоун был моложе Филатова на десять лет: по неофициальным правилам того времени лидером коллектива должен был стать не Попов, а Филатов. Калмыков пишет, что коллектив (в нём было почти сто человек) тут же разделился: часть поддержала Олега Попова, другая – возмущалась и сопереживала Филатову. Сам Филатов, по словам Калмыкова, назначение Попова художественным руководителем программы воспринял как кровную обиду.

«Лучшим аттракционом нашей страны по праву считался «Медвежий цирк» Валентина Ивановича Филатова.

Между тем, гастроли в США проходили очень успешно. Американские газеты называли лучшими в программе советского цирка аттракцион Филатова «Медвежий цирк», выступление жонглёра Сергея Игнатова и репризы клоуна Олега Попова. Но Филатова это не радовало. Калмыков пишет:

… На всех пресс-конференциях Попова представляют как худрука, о Филатове ни слова. Великий человек, великий артист был похож на ребёнка, у которого отняли игрушку. Он сам себе буквально «отравлял» жизнь. «Посмотрите, как меня принимает Нью-Йорк. Как стоя аплодируют американцы, а дома меня ни в грош не ценят!» – терзался он»

Если верить Калмыкову, в один совсем не прекрасный день Валентин Иванович решил остаться в Америке. Он собрал в гостиничном номере всю свою семью и заявил, что «не хочет возвращаться домой, потому что хоть там и Родина, но его там недостаточно ценят. Здесь, в Америке, к нему совсем другое отношение. Медведи все его личные, реквизит тоже. Семья вся здесь, аттракцион тоже здесь. И ему стоит только переехать в соседний американский цирк (который, кстати, приглашал) и просто начать работать».

"Медвежий цирк» Валентина Филатова на манеже Московского цирка на Цветном бульваре, 1949 год. Фото Семёна Мишина-Моргенштерна. Источник: МАММ / МДВ (https://mamm-mdf.ru)
«Медвежий цирк» Валентина Филатова на манеже Московского цирка на Цветном бульваре, 1949 год. Фото Семёна Мишина-Моргенштерна. Источник: МАММ / МДВ (https://mamm-mdf.ru)

Этот разговор происходил утром, когда артисты программы выселялись из отеля и садились в автобус, чтобы ехать в следующий город тура. В цирке существует негласное правило: никто никогда никого не ждет. И если артист по каким-то причинам опаздывает, лучшее, что он может предпринять – взять такси и догонять артистов программы.

Филатов и его семья опаздывали уже на сорок минут. «Но артисты в автобусах молча сидели и ждали. Потому что это был Филатов», – пишет Калмыков. Каким-то образом о решении Филатова остаться в США узнал человек из КГБ, сопровождавший коллектив артистов на этих гастролях. Он занервничал, артисты это заметили. Заволновались. И тут ко всем обратился Олег Попов.

«Ну-ка, прекратите паниковать! Сидите спокойно и ждите. Люди собираются. У них есть проблемы. Сидеть всем спокойно и ждать!» – скомандовал Попов. Он понимал, что происходит. Он сопереживал Филатову.

Афиша «Медвежьего цирка» работы художника Михаила Буланова, 1953 год. источник: https://www.ebay.com/

Мало для кого было секретом, что успокаивать эмоционального Валентина Ивановича Филатова умел только один человек на свете – его супруга Юлия. Именно она в то неспокойное утро сказала: «Валя, о чем ты говоришь, какая Америка? Что мы здесь будем делать? Мы взрослые люди. У нас там дом, квартира, у нас там всё. Давайте спускаться к автобусу…».

Когда вся семья Филатовых вошла в автобус, Олег Попов скомандовал: «Отлично. Все на месте, поехали!». Калмыков пишет, что «весь остаток гастролей Попов делал всё возможное, чтобы успокоить великого Филатова. Он сделал первый шаг, и Валентин Иванович это оценил».

Это была любовь с первого взгляда

Про Юлию Васильевну Филатову, любимую женщину Валентина Ивановича, написали в своей книге «Этот неповторимый «Медвежий цирк»» (1993) Николай Кривенко и Сергей Макаров.

Юлия Васильевна не имела к цирку никакого отношения. Московская девочка из хорошей семьи, единственный ребёнок у родителей, она с отличием окончила школу, мечтала быть врачом. С Валентином Филатовым она познакомилась на каникулах: приехала в гости к родным в село Спасское Владимирской области, а Филатов тоже оказался в этом селе, он приехал к другу. В то время Валентин работал в аттракционе Александра Корнилова. Он ещё не был известным дрессировщиком – ухаживал за корниловскими львами, слонами, медведями…

Валентин и Юлия Филатовы, 1963 год. Фото Семёна Мишина-Моргенштерна. Источник: МАММ / МДВ (https://mamm-mdf.ru)
Валентин и Юлия Филатовы, 1963 год. Фото Семёна Мишина-Моргенштерна. Источник: МАММ / МДВ (https://mamm-mdf.ru)

Говорят, у Валентина и Юлии случилась любовь с первого взгляда. Вот как вспоминала об этом Юлия Васильевна:

Валя мне очень понравился, и мы решили пожениться. Правда, я не знала, как к этому отнесутся мои родители. Валентин сказал, что уладит всё сам. Когда мы приехали в Москву, он пришел к нам в гости. И тут же заявил, что мы хотим расписаться. Мама была категорически против. Тогда он сел на кухне и сказал, что будет сидеть до тех пор, пока ему не дадут мой паспорт. Мы легли спать, а он всё не уходит и не уходит. Под утро мама не выдержала и отдала ему мой паспорт. В тот же день мы расписались и поехали работать в цирки Средней Азии. На ночь укладывались спать в товарном вагоне, где находился слон. В течение ночи он несколько раз стаскивал с нас одеяло. С этого и началось мое знакомство с цирковыми животными….

Это было в июне 1941 года. Вскоре началась война…

Валентин и Юлия Филатовы вместе с другими артистами цирка поехали из Москвы в Куйбышев (ныне – Самара). Тогда у Филатова уже были свои личные животные – медвежата Дымка и Буркет. Они, можно сказать, стали «родоначальниками» всемирно известного «Медвежьего цирка». Их первое выступление на манеже состоялось 5 октября 1941 года в Куйбышеве.

В ноябре 1941 года филатовские Дымка и Буркет выступили в Москве. Валентин Иванович вспоминал, что особенно его обрадовала похвала дрессировщика Трофима Григорьевича Исаенкова (Эклера), медведи которого первыми в советском цирке научились ездить на роликовых коньках и велосипеде.

Медвежий цирк» Валентина Филатова на манеже Московского цирка на Цветном бульваре, 1949 год. Фото Семёна Мишина-Моргенштерна. Источник: МАММ / МДВ (https://mamm-mdf.ru)
Медвежий цирк» Валентина Филатова на манеже Московского цирка на Цветном бульваре, 1949 год. Фото Семёна Мишина-Моргенштерна. Источник: МАММ / МДВ (https://mamm-mdf.ru)

Валентин Иванович Филатов писал в своей книге «Рассказы дрессировщика» (1980):

Когда Дымка и Буркет стали старенькими и уже не могли исполнять трюки, я не сдал их в зоопарк, а перевёл на пенсию – ухаживал за ними, хорошо кормил и всюду возил с собой. Друзей в беде никогда нельзя бросать…

Продолжение следует