Майхровские

— Основатели нашей династии — акробаты Антонина и Бернард Майхровские – талантливые разножанровые артисты. Они всю свою жизнь посвятили цирку. Поначалу Бернард Вильгельмович колесил по стране с шапито, затем познакомился с моей прабабушкой. Она  танцевала у него на плечах, на руках, делали они и групповые акробатические этюды. До самой старости они оставались в профессии: на пенсии работали в цирковом училище. Антонина Парфентьевна в свои 80 лет еще готовила студентов.

Дедушка мой — народный артист России клоун Май. В Советском союзе его портрет на спичках выпускали вместе с изображениями Румянцева и Попова. В этом году дедушке 85 лет, и он их отметит на манеже. Он до сих пор в хорошей форме, даже гастролирует. Вот такие у нас в семье долгожители. А родители мои — дрессировщики, заслуженные артисты России — Галина и Борис Майхровские, тоже разноплановые артисты.

Галина Майхровская

Мама была балериной, папа жонглером. Они создали аттракцион с морскими животными, с которыми я продолжила работать.

Василиса, моя дочь – это уже 5-е поколение Майхровских. Тоже интересуется цирком, долго увлекалась вольтижировкой, сейчас жонглированием. Думаю, что она продолжит наше дело. Хотя вообще нас в семье никогда ни к чему не обязывали. Сама цирковая атмосфера подталкивала.

Василиса и Наталья Майхровские с папийонами

Школа жизни

— Вообще рост ребенка в цирке – это уже определенная школа жизни. Он пробует себя в разных ипостасях циркового искусства. Кому-то ближе животные кому-то нравится жонглировать, кто-то на акробатику настроен — дети все пробуют и находят себя, а потом двигаются дальше. Так и со мной было. Мы с братом начинали у дедушки в клоунской группе. Потом я занялась жонглированием, он стал акробатом. Вообще моей страстью все время были лошади. Я сделала номер с ними, благодаря им встретила мужа Салиха Гаязова. Мы создали совместный номер с лошадьми, потом дрессировали морских львов. Сегодня он продолжает это дело, а я  занялась клоунадой. Во время пандемии сделала репертуар клоунский свой — 5 реприз. Две из них уже представила на фестивалях.

Женщина-клоун?

— У меня образ травести. Да очень сложно клоунессе найти баланс смешного, особенно, если ты коверный клоун, работающий все представление на манеже. Нельзя чтобы было жалко тебя как женщину, это такая тонкая вещь… Меня выручает партнер, с которым мы работаем. Он по роли английский полицейский, а я взбалмошная туристка, которая попадает в разные интересные ситуации. Очень помогают мне животные. У меня есть номер с собаками, и номер с гусями. Все эти существа привносят элемент неожиданности. Как известно, ребенка и животное невозможно переиграть, поэтому они неизменно присутствуют, а клоун и сам — большой ребенок.

Я жалею, что раньше не пришла в клоунаду! Это, конечно, дико сложно, сложнее, чем все, что я делала. Невозможно обучить клоунскому мастерству, он должен родиться в тебе.

О морских львах

— Я обожаю этих животных, это фантастический интеллект. Но весь вопрос в уходе: чтобы создать комфорт, необходимы огромные затраты.  Что такое работать с морскими львами? Это 24 промилле соленость воды, ее смена и фильтрация, бассейн. В условиях переезда все должно быть разборным, необходим специально оборудованный транспорт. Только на одного морского льва уходит 20-25 кг отборной рыбы в день. Белая рыба, кальмары – это только треть рациона, а остальное сельдь, лососевые.

Мы 5 лет дрессировали животных для китайцев в океаническом парке развлечений, и то, что они могут предложить, мы в России и близко не можем обеспечить.  Поэтому приняли для себя тяжелое решение оставить там наших львов. Вернулись только с лошадьми.

Салих Гаязов и Наталья Майхровская

Как мы попали в Китай

В 2014 году на фестивале «Идол» мы выиграли серебряную награду за потрясающий номер. У нас были пингвины, морские львы и морж, хорошая постановка,  красивая картинка. Китайцы оценили это и пригласили нас поработать с их животными. Несмотря на огромное количество тренеров из разных стран, они ценят русскую школу. В мире в основном работают по схеме «одно животное —  один тренер». А у нас «один тренер и группа животных»,  вести группу очень сложно, для них это высшая математика.

Цирк без животных

— Поездив по Европе, я общем то смирилась с этой мыслью. Запретят, будем работать без зверей. На самом деле я вижу примеры жестокого к ним отношения. Как это регулировать? Нам надо ввести хотя бы лицензию для дрессировщиков. А вообще за права животных так борются, что уже номера с ними редкость. Конечно, и у нас в России такие вопросы нужно регулировать, главное, чтобы был здравый смысл.

Я считаю, что прежде всего детям необходимы животные в цирке, без них мы лишимся маленьких посетителей. Боюсь, именно они окажутся в проигрыше.