Дрессированных попугаев на манеже цирка встретишь не так часто, как кошек или собак. Олег Хотим – династийный цирковой артист, лауреат всемирного фестиваля циркового искусства «Идол» и международного фестиваля цирка на Цветном бульваре «Артист», а также наставник общественного проекта Казанского цирка «неЦирк» занимается дрессурой попугаев уже 18 лет. Он рассказал нам о своем пути в профессию и о тонкостях «воспитания» экзотических птиц.
На манеже с 5 лет
Дрессировщиком попугаев Олег Хотим стал «незапланированно». Он родился в Москве в 1996 году в цирковой семье. Обычный «ребенок опилок», в пять лет он уже дебютировал на манеже Краснодарского цирка вместе со своим отцом, акробатом Олегом Хотимом. Публике очень нравился их номер: акробатический дуэт двух Олегов, большого и маленького, производил впечатление, и они гастролировали с ним по всей стране. Когда Хотиму-младшему исполнилось 10 лет, его отец встал перед выбором: либо развивать в сыне акробатические способности и делать совместные, более сложные номера, либо полностью сконцентрироваться на работе со взрослым коллективом (а у него была своя акробатическая группа, с которой он работал уже 15 лет). Но в таком случае нужно придумать, чем ребенку заняться в стенах цирка. И Хотим-старший придумал. Он давно заметил в сыне интерес к дрессуре животных и предложил ему попробовать себя в этом направлении.
С хищниками мальчику работать было рановато, с кошечками-собачками – таких номеров в цирке всегда очень много. И тогда выбор пал на экзотических попугаев. У Олега появились первые ара – крупные птицы, длинной до 95 сантиметров с очень яркой окраской зелёных, красных, голубых и жёлтых тонов. Считается, что ара – одни из самых умных птиц на планете, мозг их может развиться до уровня трехлетнего ребенка.
Однако, задача перед 10-летним мальчиком стояла непростая. Мало кто из дрессировщиков хотел делиться опытом. Приходилось все постигать самому. И в уже в 11 лет Хотим-младший впервые показал публике свой номер с дрессированными попугаями. Как он сам вспоминает, страшно не было, было интересно. А вот попугаям пришлось непросто. Они кое-как могли усидеть на маленьких детских плечах.
Олег стал выступать в составе коллектив Мстислава Запашного. И это была большая удача – и взрослеть, и расти, как цирковой артист рядом с труппой народного артиста СССР. Естественно, старшие коллеги по цеху помогали чем могли. Из-за постоянных переездов, гастролей и репетиций Олегу иногда приходилось прогуливать школу.
Среди попугаев не должно быть любимчиков
Зато теперь, к 28 годам, дрессура попугаев для Олега Хотима – это не работа, а любимое занятие. Он больше половины своей жизни посвятил этим ярким экзотическим птицам и, кажется, знает про них все.
Во-первых, они – долгожители, могут прожить до ста лет. Однако, возраст по внешним признакам можно определить у птицы только до двух лет. И вполне возможно, что продавец на словах утверждает, что продает молодого попугая, а по факту может оказаться, что приобретаешь пенсионера, который уже не так легко поддается дрессуре. Проверить это никак нельзя. Единственный выход – приобретать совсем маленьких птиц. Любимица Олега Мальвина так и попала в цирк – в трехмесячном возрасте. Она даже есть самостоятельно не могла. Но теперь ей 8 лет, и она всегда сопровождает Олега на гастролях.
Во-вторых, это очень умные птицы. И если попугай научился какому-то трюку, то уже никогда его не забудет. Олег считает, что у всех попугаев есть способности, у каждого свои. Но для того, чтобы их выявить, нужно провести с птицами много времени. Играть, наблюдать за повадками, примечать, что им нравится, делать, а что нет. Например, когда выяснилось, что Мальвина любит лежать на спине, Олег похвалил ее, подкормил и начал поощрять. Теперь это коронный трюк Мальвины. А еще она умеет кататься на велосипеде, складывать колечки в пирамидку, кататься с горки – сама на лапках залезает на нее, и скатывается.
Но среди попугаев не должно быть любимчиков, говорит Олег. Эти птицы очень ревнивы, и, если дрессировщик кому-то удивляет больше внимания, могут расстроиться или даже полезть драться со своим «конкурентом».
А в-третьих, попугаев сложно содержать, нужно постоянно следить за состоянием их здоровья, в том числе и эмоциональном. Они очень привередливы и отличаются тонкой душевной организацией. А орнитологов, специализирующихся на здоровье заокеанских попугаев, в нашей стране всего два человека. И Хотим постоянно с ними на связи.
Сегодня в шоу Олега Хотима работает 8 попугаев и одна птица-носорог. Он по умственным способностям сильно уступает попугаям, и не плохо поддается дрессуре. Поэтому выполняет несложные трюки и просто украшает свои присутствием номер.
Домашняя дрессура не отличается от цирковой
Экзотические попугаи намного сложнее в содержании и воспитании, чем те же собаки, считает Олег Хотим. Поэтому заводить попугая в качестве домашнего питомца дома лучше людям с опытом, тем, у кого есть талант общения с животными.
У птицы должно быть личное пространство, время на сон, отдых. Она должна свободно летать по комнате, потому что, чем больше попугай находится в движении, тем крепче его здоровье. А разговаривают попугаи исключительно для привлечения внимания. Когда они живут в стае, то не склонны к пародированию человеческой речи.
Домашняя дрессура мало чем отличается от цирковой. Птица сама подсказывает человеку, что ей интересно выполнять, и хозяин должен вовремя подметить нужные навыки. Олег охотно консультирует людей, содержащих дома попугаев, он считает, что опытом обязательно нужно делиться, поскольку в этом деле конкурентов быть не может. И даже подумывает снять и разместить в соцсетях серию обучающих видеороликов по дрессуре попугаев. Людям нравится смотреть, когда птица ухожена, красива и взаимодействует с человеком.
А у казанцев есть возможность лично пообщаться с дрессировщиком экзотических попугаев. 14 февраля в Казанском цирке состоится открытая лекция-лаборатория Олега Хотима, где он расскажет о тонкостях общения с попугаями, покажет, в каких условиях они живут и вспомнит интересные случаи из своей артистической карьеры.