Содержание
В нашем общественном проекте «неЦирк» один из наставников – Вилен Виленович Головко, представитель славной цирковой династии. Его дед, Виль Васильевич, был режиссером и новатором цирка. Отец, Вилен Вилевич, создал знаменитый цирковой номер «Журавли». А сам Вилен Виленович вслед за отцом и дедом занимается воздушной гимнастикой, цирковой режиссурой и менеджментом. Рассказываем об этой славной династии — сегодня узнаем о Виле Головко, ее основателе.
Виль Васильевич Головко, основатель династии, родился в 1932 году в обычной, нецирковой семье. И сначала все думали, что он пойдет по военной стезе: в 1949 году юноша окончил суворовское училище, в 1952 — артиллерийское подготовительное, начал служить. Виль с удовольствием участвовал в самодеятельности в части — получал благодарности за постановочные работы. В действительности, он грезил о работе в кино и хотел поступить в ГИТИС. И эта мечта пересилила перспективы остаться в армии.
В 1955 году Виль Головко уехал в Москву. Но в ГИТИС поступить не смог. В приемной комиссии ему посоветовали поступить в Государственное училище циркового искусства (ныне оно носит имя Румянцева). Так он и сделал. Во время учебы Виля командировали в Брест: он там помогал в постановке массового сценического действа, посвященного присуждению Брестской крепости героического звания.
Окончив училище, Виль Головко выступал в цирке. Таких номеров, как у него, никто не делал: например, он выступал на штейн-трапе с мячом. Гимнаст держался за трапецию, а мяч будто бы совершал свободное путешествие по его телу — по спине, ногам, рукам… Его жена Людмила впоследствии тоже присоединилась к этому номеру, они работали в нем до 1970 года. Головко дважды становился лауреатом Всесоюзных конкурсов циркового искусства — в 1967 и 1970 годах.
Работал Головко и с Игорем Кио — поднимался по вертикальному канату, который на глазах у публики превращался в шест. Как будущий режиссер цирка Виль Васильевич принимал участие в разработке и в создании новых трюков Кио: это он придумал «Веер» (когда восемь ассистенток возникают будто бы из воздуха) и «Красные перчатки» (когда девушка, которую держат за руки двое зрителей, превращается в клоуна).
В вожделенный ГИТИС по специальности «режиссер-постановщик цирка» Виль Головко поступил в конце шестидесятых. К тому моменту он уже сложил свое художественное видение того, как хочет работать дальше: главное — не как все остальные. Его программы были уникальными, он ничего не боялся.
Дипломной работой Головко в ГИТИСе была цирковая феерия «Русские самоцветы» — единое по концепции и художественной мысли шоу, пронизанное радостью и гордостью за русскую культуру. Ее поставили в Тульском государственном цирке — Головко в ту пору очень помог директор этого цирка Дмитрий Калмыков.
Виль Головко окончил ГИТИС в 1972 году, сорокалетним человеком, опытным специалистом полным сил и фантазии. Он создавал уникальные программы — сценические шоу с полномасштабными сценарными идеями, сложные технически и безупречные эстетически. Самобытный талант оценили очень быстро: ведь недаром именно его отправляли из СССР в 1971 и 1972 годах в Софию ставить два шоу подряд — одно в честь открытия X съезда компартии Болгарии, второе — посвященное юбилею болгарского цирка. И он их поставил — да так, что получил медаль Союза артистов Болгарии.
В 1974 году Головко ставил последний спектакль Леонида Утесова — «Когда проходит молодость». В 1976-м, охваченный идеей изучить творчество народов СССР, уехал в Алма-Ату и создал там удивительное представление «Земля чудес». Критики признавали это шоу Алма-Атинского государственного цирка лучшим в стране следующие пять лет подряд. А цирковая программа «Карнавал идет по свету», созданная в 1980-м, завоевала любовь детей и взрослых по всему Союзу.
Кстати, работал Головко и в кино. Например, это он ставил все трюки в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России» — там нет монтажа, всё это филигранная работа циркового режиссера.
Стадионные шоу — отдельная часть работы этого удивительного деятеля. В 1980-м Виль Головко работал над постановкой цирковых блоков церемонии закрытия московской Олимпиады. Так о нем и писали в 2015-м, когда мастер ушел из жизни — «умер режиссер Олимпиады-80». Но в его карьере были и десятки других славных работ. Например, он участвовал в организации открытия и закрытия Игр доброй воли в 1986 году.
А в 1985-м ставил цирковой блок торжественного закрытия Московского международного фестиваля молодежи и студентов. Тут были и стратостаты, под которыми кружились воздушные гимнасты. И гигантские макеты жирафов, между шеями которых протягивались канаты с выступающими на них канатоходцами. И взлеты гимнастов через весь огромный стадион к осветительным башням! А ведь сначала ему пытались запретить и стратостаты (которые просто не взлетели на генеральной репетиции из-за отсутствия ветра), и использование осветительных башен в качестве опор (и тогда Головко задействовал главного инженера стадиона, чтобы тот представил художественной комиссии расчеты и доказал, что ничего страшного не случится). Эту церемонию запомнила вся Москва — а мы сегодня, через 40 лет, помним только олимпийского Мишку 1980-го…
Как мастер постановки массовых мероприятий Головко не раз ставил концерты главной певицы СССР — Аллы Борисовны Пугачевой. Ее шоу «Пришла и говорю», которое потом легло в основу одноименного фильма — его работа.
Виль Головко был не только талантливым творцом, но и отличным менеджером. С 1977 по 1980 годы он был худруком Всесоюзной дирекции по подготовке новых цирковых программ. Два года руководил курсом режиссеров цирка в ГИТИСе — одной из своих альма матер. С 1990 по 1997 годы руководил продюсерской фирмой «Журавли», которую основал его сын Вилен (о нем мы еще поговорим). А с 2000 по 2014 годы, уже в преклонных годах, возглавлял режиссерскую коллегию генеральной дирекции Росгосцирка.
Именно Вилю Васильевичу Головко в бытность главным режиссером СоюзГосЦирка, в 1981 году, пришла мысль о том, чтобы создать номер с воздушным полетом под песню «Журавли»: ее написал Ян Френкель на стихи Расула Гамзатова. Здесь должна была быть и лирика, и патриотизм, и светлая грусть, и эстетика. Но для этого номера нужно было создать особую техническую конструкцию. Виль Головко обратился к конструктору и изобретателю Петру Майстренко, еще одной глыбе из плеяды великих цирковых режиссеров. Тот охотно взялся написать сценарий, изобрести реквизит и даже срежиссировать номер — в память о товарищах, погибших на войне.
А руководителем номера был Вилен Головко — сын Виля Васильевича. О нем мы расскажем вам в следующий раз.