Содержание
В новогодней сказке Казанского цирка есть очень интересный номер — он называется «Русская палка». Это уникальный жанр, созданный в советском цирке в середине прошлого века и покоривший весь мир. На «Русской палке» устанавливают рекорды, с ее помощью выигрывают престижные международные премии. Это удивительно зрелищный аттракцион, который при этом не требует вообще никакого оборудования (кроме, собственно, палки) и выполняется без страховки. Впрочем, обо всем по порядку.
Этот жанр вырос из вольтижа — вида циркового искусства, при котором «нижние» акробаты подбрасывают и перебрасывают «верхних», а те в это время показывают трюки в воздухе.
Придумал «русскую палку» Вилен Петрович Солохин в 1960-х годах: он первым додумался до того, чтобы двое акробатов держали на плечах деревянные брусья, а третий работал на них сверху. Он много лет работал номер «Акробаты на русской палке с амортизаторами». Выдающимся трюком этого номера был десяток арабских сальто подряд на середине бруса (брус, кстати, потом заменили на алюминиевую палку). Акробатическое трио состояло не из братьев — Вилен Солохин и Евгений Захаров работали внизу, а «верхним» был Вячеслав Теплов. Но трио называли «Солохины» — для краткости. И это был знаменитый коллектив — их знали и Советском Союзе, и за рубежом. Они и принесли в мировой цирк свой номер. По-английски он называется «Russian Bar» и за минувшие полвека стал отдельным цирковым жанром.
В 1977 году руководитель цирковой школы в Бендерах (Молдавия) Иван Гереклиев предложил своей дочери Ирине и ее партнеру Александру Моисееву сделать номер «Русская палка», вот только добавить в него батутную технику. А для этого алюминиевую трубу заменили на стекловолоконные шесты из фибергласа: этот материал отлично пружинил и был достаточно прочен, чтобы выдержать прыжки взрослого человека.
Добыть их было ой как непросто! Кто жил в СССР эпохи застоя, тот помнит, как тяжело было находить и использовать что-то необычное, что-то новое. Фиберглас выпускали в те годы в Союзе только на заводе в Киеве, и делали из него шесты для прыгунов в высоту. С таких шестов и началась работа над усовершенствованием «русской палки». Сделать номер Александру Моисееву и его жене Ирине удалось в итоге в 1978 году в Ростове-на-Дону. Там Ирина Гереклиева и установила свой рекорд с тройным сальто.
Акробаты-вольтижеры на «Русской палке» с амортизаторами п/р Вилена Солохина Фото Семена Мишина-Моргенштерна с сайта https://russiainphoto.ru
Кстати, фиберглассовые шесты до сих пор используются для работы на «русской палке»: Сергей Гречушкин из Цирка на Цветном бульваре рассказывал десять лет назад о том, как для номера связывают вместе три пятиметровых шеста, крепят на нее амортизирующую подушку — и работают. Шесты очень легкие — тройная палка весит 15 килограммов. Для такой длины — буквально перышко!
Получилась своеобразная помесь свободного каната, вольтижа и прыжков на трамплине. Палка пружинит, придавая акробату дополнительный импульс в воздухе. Он, конечно, прыгает и сам, но большую часть импульса получает от своих товарищей, подкидывающих его.
Трюки и пируэты, исполняемые в воздухе, поразительные: двойные и тройные сальто стали уже нормой для этого номера. В 1978 году тройное сальто назад в этом номере исполнила Ирина Гереклиева. В 2014 году акробатка Мария Еремина прыгнула на «русской палке» четверное сальто-мортале вперед, примерно в то же время «четверки» прыгала и хрупкая, миниатюрная Елена Алексеева (она в свое время пришла в цирк из гимнастики, так что ей, как говорится, сам цирковой бог велел).
Мария Еремина в номере «Русская палка» братьев Шатировых. Фото из аккаунта Ярославского цирка https://vk.com/wall-36247023_9952
А еще на «русской палке» делают сальто в стрекосат (это когда акробат делает широкий мах ногой и прямо с места подпрыгивает в сальто), двойной бланш (переворот в воздухе без группировки), двойное сальто с пируэтом…
Держать палку на плече придумал Солохин, а потом в мировом цирке техника видоизменялась: за границей нередка вариация, когда «нижние» держат палку в руках. В Румынии, к примеру, акробатов подбрасывают от уровня бедра.
Чтобы устоять на доске, умение балансировать нужно не только «верхнему» акробату. Его баланс держат «нижние». Это они выравнивают стоящего на палке человека, если его повело в сторону. А значит, «верхний» должен безоговорочно доверять своим партнерам, стоять прямо и неподвижно в надежде на то, что баланс за него поймают они.
«Русскую палку» показывают в разной драматургии: это может быть лиричная зарисовка с парящей в воздухе хрупкой акробаткой, а может быть — юмористическая реприза, во время которой артист «падает» на палку, обвивается вокруг нее, а потом снова вскакивает и прыгает на умопомрачительную высоту, показывая в воздухе сложные трюки. В аттракционе могут работать не только трое человек, но и четверо, и больше: «верхние» акробаты сменяются, а есть и варианты, в которых не одна палка, а две или даже три.
В цирковой сказке Казанского цирка «Как кот на новый год счастье принёс» на «Русской палке» работают Анна Каюкова, Михаил Каюков и Андрей Николаев – под руководством Вячеслава Лебедькова. Фото Елены Гредюшко
Номер «Русская палка» ценят во всем мире: он и зрелищный, и красивый, и очень сложный. Порой кажется невероятным: как человеческое тело ухитряется так координироваться — выполнять трюки на узком шесте, ходить по нему, как по проспекту, и делать это легко, красиво и, казалось бы, играючи. За этой легкостью стоит огромный труд всех, кто работает в номере: ведь они чувствуют друг друга, как себя. А иначе полета с тонкой балансировкой просто не получится.
Интересно? Приходите посмотреть и убедиться воочию! В цирковой сказке Казанского цирка «Как кот на новый год счастье принёс» на «Русской палке» работают Анна Каюкова, Михаил Каюков и Андрей Николаев – под руководством Вячеслава Лебедькова.1