К иммерсивным (другими словами – интерактивным) спектаклям в театре мы давно привыкли. В цирке же на такую форму представления пока смотрят с осторожностью. Одно дело – вовлечь зрителя в репризу клоуна, другое – погрузить его в происходящее на манеже действо целиком. Это что же – поднимать зрителей под купол, к воздушным гимнастам? Включать их в эквилибристическую композицию? Дать дрессировать животных? Нет, конечно.
Иммерсивный спектакль в цирке – явление особенное, практически революционное, и строится он по своим законам. Пока в стране есть только один такой спектакль – «INTRAЦирк» в Большом Московском государственном цирке на проспекте Вернадского, который поставили признанные цирковые режиссеры, заслуженные артисты РФ Андрей Шарнин и Борис Никишкин. Но скоро будет и второй, и вы, конечно, уже догадались, где. Да, Казанский государственный цирк пригласил Шарнина и Никишкина поставить уникальный иммерсивный цирковой спектакль в Казани! Специально для нас Андрей Шарнин рассказал некоторые подробности будущей постановки.
Поставить иммерсивный спектакль в цирке придумал Борис Никишкин. Он моложе и в силу возраста активнее интересуется всем новым, и меня за собой подтягивает. Мы поискали информацию – иммерсивные спектакли в цирке до нас не ставились, не только в России, но и вообще в мире. Их достаточно много в театре и на каких-то альтернативных площадках, но в цирке еще не было. Мы попробовали – получилось, понравилось. А теперь нас пригласил поставить иммерсивный спектакль Казанский цирк!
Основная идея иммерсивного спектакля в Казанском цирке – научить человека видеть необычное в обычных вещах. Я человек цирковой и на жизнь – на людей, на окружающую меня действительность, смотрю сквозь призму цирка. Как будто у меня очки, которые меняют восприятие. Я иду по улице и мне кажется интересным, забавным или странным то, на что обыкновенный человек, может быть, не обратит внимание. И мне хочется, чтобы люди, придя на наш спектакль, попробовали взглянуть на жизнь под другим углом.
В спектакле будут задействованы только казанские артисты. Потому что планируется, что он будет идти постоянно, и нужны артисты, которые будут работать в спектакле и год, и два, и три… На иммерсивный спектакль нельзя будет сразу пригласить две тысячи зрителей – столько, сколько вмещает зал Казанского цирка. Его будут посещать небольшими группами, по 50 человек максимум.
Театр начинается с вешалки, а у нас всё будет начинаться ещё раньше – прямо возле касс, перед входом в цирк. За стеклянными дверями перед зрителями начнет разворачиваться действо, причем такое, что сначала будет казаться, что в нем нет ничего необычного, но потом все повернётся несколько иначе – так, чтобы люди уже сами достраивали реальность. Это будет начало спектакля. Потом он продолжится в гардеробе. Гардеробщики, на первый взгляд вроде бы обычные молодые люди, начнут подручными средствами удивлять зрителей. И так далее. Зрители будут все время двигаться, переходить от локации к локации по всему цирку, и всюду перед ними будет разворачиваться сюжет…
Мы хотим немного огорошить зрителя, удивить его. И все происходящее перед его глазами будет казаться странным, необычным и смешным. У нас будет и стеклянный потолок, и бассейн на потолке, и русалка в нем выступать…Всех секретов сейчас раскрывать не буду.
Любовная история тоже будет, про музыканта и про воздушную гимнастку, а если в целом – про несовпадение «земного» и «воздушного». О том, как люди любят друг друга, но не совпадают – такое бывает. Мы это хотим показать цирковыми средствами выразительности.
Вопрос животных в цирке тоже затронем. Перевернём ситуацию с ног на голову: приведем зрителей в конюшню и создадим атмосферу, в которой они почувствуют себя животными. Чтобы они ощутили – каково это. (Я считаю, каждый человек сам должен решать, хорошо это или плохо, тут есть и плюсы, и минусы).
Мы хотим сделать так, чтобы наши зрители пропитывались и заражались цирком. Чтобы у них возникало бы желание тоже сделать что-то эдакое. Кстати, практика иммерсионного спектакля в Москве показала, что зрители, пройдя весь маршрут, прямо горели желанием сделать что-то цирковое, хоть колесом пройтись. Но там это было не запланировано. А в Казани мы дадим зрителям возможность, немного потренировавшись с артистами в репетиционном манеже, что-нибудь сделать в одном из жанров циркового искусства. Но, естественно, тем, кто будет к этому готов, кому это будет интересно.
В финале зрители выйдут на манеж как настоящие артисты, а артисты станут зрителями. Тут главное, чтобы зрители получили удовольствие, и сделали то, что захотят и что смогут. И мы надеемся, что, выходя из цирка каждый зритель почувствует себя по-новому и скажет: «А я в цирке выступал!».