Гигантскую многоцветную бабочку можно увидеть в Казанском цирке в программе «Багдасаровы. Про цирк». Уникальный номер так и называется — «Баттерфляй» (с англ. butterfly – «бабочка»). Его поставил заслуженный артист России Николай Сарычев: впервые – 11 лет назад, а новую, усовершенствованную версию – в этом году, в Казани.
Воздушные гимнасты, воссоздающие на манеже образ порхающей бабочки, работают без электрического освещения. Практически в темноте. Публика же видит «полёт бабочки», благодаря светоотражающим костюмам артистов и оборудованию с ультрафиолетовым излучением. Зрелище необыкновенно красочное!
В «Баттерфляй» воздушные гимнасты демонстрируют редкий вид циркового полёта – вертикальный. Николай Владимирович Сарычев знает все тонкости этого жанра. Свой первый вертикальный полёт он готовил, когда ещё был студентом московского циркового училища, в семидесятых годах прошлого века. С юным Николаем и его однокурсниками работал режиссер-педагог Юрий Мандыч.
Команда тогда состояла из 8 гимнастов, все ключевые трюки исполнял Сарычев. Когда в 1974 году ребята выпустились из училища, Николая назначили руководителем этого номера, аналогов которому в мире нет до сих пор.
Юрий Гаврилович Мандыч придумал для вертикального полёта оригинальный аппарат, который находится в центре сферы купола, тогда как аппараты в других воздушных номерах, не вертикальных, разбросаны по всей сфере купола. Интересным было и такое режиссерское решение: все трюки в номере исполнялись в руках нижнего и верхнего ловиторов, а не дробились на привычном для горизонтальных полетов маршруте «трапеция – руки ловитора – мостик».
Сложность для исполнителей вертикального полёта состоит из двух основных составляющих: очень большие нагрузки на организм и высокий риск получить травму. Мышечные боли, растяжение запястий, компрессионные переломы – увы, для профессиональных гимнастов это не пустой звук. Неслучайно они могут уходить на пенсию после 15 лет работы. Николай Сарычев отработал в вертикальном полёте ведущим вольтижёром двадцать лет!
В середине девяностых годов прошлого века Николай Владимирович кардинально обновил состав исполнителей «полёта». Точнее будет сказать – омолодил. Самой юной участницей нового коллектива стала его дочь – пятнадцатилетняя Кристина. Изменения коснулись и самого номера: Сарычев решил отказаться от страховочной сетки, отдав предпочтение страховочным лонжам. Именно с этой версией номера гимнасты Николая Сарычева выступили в 2001 году на XXV международном фестивале циркового искусства в Монте-Карло – самом авторитетном профессиональном смотре в мире, собирающем в конкурсную программу мастеров экстра-класса.
Это была вторая версия знаменитого «полёта», она просуществовала до 2010 года.
Третья версия сарычевского «полёта» появилась в 2012 году – «Баттерфляй». Идея работать с образами бабочек возникла совершенно неожиданно. Сначала Николай Владимирович придумал для финального трюка костюм с накладными рукавами-крыльями. Раздобыл для этой цели списанный парашют, разрезал его пополам, подвесил на лонжи, приподнял – и неожиданно увидел всем знакомый силуэт бабочки. Это и был «ключ» к «Баттерфляй». Потом он уже с профессиональными художниками разрабатывал сценические костюмы – достаточно свободные для выполнения трюков и с силуэтом бабочки.
В Казани зрители увидят четвертую версию сарычевского «полёта». Это будет обновленный номер «Баттерфляй» с аппаратом для вертикального полёта. Среди исполнителей – гимнасты из Ростова-на-Дону, Иркутска, Москвы и Казани. Руководитель номера – Сергей Орлов.