Может ли фантик от купленной в цирке шоколадки стоить 1,5 тысячи рублей? Почему марок, посвященных цирку, в Монако много, а в России – единицы? Зачем люди сами печатают открытки с Никулиным? Об этом нам рассказал Владимир Кожевников – страстный коллекционер цирковой атрибутики и он же инспектор манежа Московского цирка Никулина на Цветном бульваре – тот самый блистательный «импресарио» из программы «Всё будет хорошо», что всё лето шла в Казанском цирке. Владимир собирает программки, марки, конверты, открытки, этикетки и прочую печатную продукцию, и знает об истории цирка практически всё.

Владимир Кожевников в коридоре Казанского цирка

Сколько себя помню, я всегда что-то собирал. В детстве – марки, когда подрос – цирковые программки, афиши, книги. Я любил книги про цирк. В цирковом училище педагоги стимулировали студентов к чтению. Да и вообще, в то время все активно читали. А в библиотеке все книги на цирковую тему были по одному экземпляру. Чтобы каждую прочитать, ты должен был встать в очередь. А читать было и нужно, и хотелось. И я стал собирать эти книги. Тогда сложно было их доставать – интернета не было, аукционов не было. Я ходил по комиссионкам, по «античкам», по всем букинистам. Меня узнавали, говорили: «А, пришел. Что тебе надо?» Я говорю: «То же самое». И мне уже откладывали.

Я собрал достаточно приличную библиотеку книг о цирке.Примерно томов 400. У меня даже были предреволюционные издания, раритеты. Были все журналы «Советская эстрада и цирк», кроме самых первых, тогда их достать было вообще невозможно. А потом я как-то охладел к коллекционированию. Получилось так: я поступал в ГИТИС на режиссерский три раза. Первый раз еще когда был на втором курсе циркового училища, но мне сказали, что надо сначала его закончить. Второй раз, уже после армии, я практически поступил, но в итоге из-за одной странной истории не поступил. Потом мне сказали, что у меня вся жизнь впереди и мое время еще не пришло. Словом, когда я очень хотел и горел, когда меня все это интересовало, поступить не получилось. И тогда я психанул и на этой волне собрал всю свою библиотеку, всё, что у меня было, и отнес в цирковое училище – отдал в библиотеку. Что с ней сегодня – не знаю. Возможно, где-то она лежит, а возможно, утеряна.

21 сентября в России отмечается День коллекционера.

Снова к коллекционированию цирковой атрибутики я вернулся 12 лет назад. Родственники получили письмо из ДЭЗа, а на конверте был, на мой взгляд, величайший клоун всех времен и народов – Леонид Енгибаров. И для меня было шоком: вдруг цирк, и на конверте, и миллионным тиражом, и что вообще это кому-то надо… Я полез в интернет и понял, что за годы, пока я этим не занимался, появился огромный пласт коллекционных вещей, которых раньше вообще не было. Карточки, картины, причем, в хороших альбомах, где собраны мировые художники, которые пишут картины о цирке. Конверты, марки… Меня это так удивило, что я стал снова собирать, сначала марки.

Почтовый конверт с Леонидом Енгибаровым. Фото: /www.liveinternet.ru

Российских, советских марок на цирковую тематику очень мало, их практически шесть-семь. Если приплюсовать к этому Никулина, может быть, десять, потому что марки с Никулиным чаще представляют его не как клоуна, а как киноактера. Была марка «60 лет советскому цирку», синенькая такая. Был набор «Старый цирк» – блок и пять марок. Там был Карандаш, Филатов, Лазаренко, Дуров и Кио-старший.

А потом я начал собирать конверты. У меня очень толстый альбом про Монако, потому что в Монако к каждому фестивалю циркового искусства, начиная с первого, выпускали либо марку, либо набор марок. Поскольку сам принц Монако, Ренье, был отчаянным коллекционером (у него одна из крупнейших коллекций марок в мире), то он это лично курировал. Марки из Монако были очень хорошего качества, и к каждой марке был конверт. Думаю, процентов 90 из того, что было выпущено, у меня есть.

Марка, выпущенная к I Международному цирковому фестивалю в монте-Карло в 1974 году. Изображение с сайта pinterest.com.

Бывают ли марки фальшивыми? Кто-то считает, что да. Но я думаю иначе. Очень много марок, как я говорю, самиздатовских. Потому что, если люди видят, что тема интересна сообществу, но она не до конца покрывается официальными выпусками, они начинают делать «самиздат». Вот как сейчас, когда открылся посткроссинг для людей, и они стали печатать сами открытки – кто-то в типографиях, кто-то на домашних принтерах. Потому что предложение на рынке открыток, например, не всегда закрывает потребности.

У меня есть большой альбом открыток с Никулиным.Там и старые, которые были до его столетия выпущены, и те, что выпускали после. Буду называть их «самиздат». То есть люди сами выпускали их – по несколько штук, сами шли на почтамт, наклеивали марочку, делали штампик… Если я что-то подобное встречаю, я обязательно это беру. Потому что человек, который на это потратился, он больших денег с этого не имеет. Но он проявил уважение к Никулину. А я проявил уважение к тому, что он проявил уважение.

Открытки и марки – эксклюзив моей коллекции, а спичечные этикетки – нет. У меня очень много этикеток с пятьдесят-каких-то затертых лет. Там и Кио, и Карандаш, и отдельная серия «Клоуны». И их очень много! А вот найти спичечный коробок с цирковой этикеткой очень сложно. Если нахожу такие, конечно, я их покупаю.

Афиши я практически не собираю. Очень сложно их хранить. Те, что у меня есть, лежат в тубах, и я не помню, в какой тубе какая афиша. Если каждый раз открывать тубу и разворачивать афишу – точно что-то порвешь. Нужен специальный шкаф для хранения афиш.

Комплект открыток «Советские клоуны», 1971 год. Фото с сайта www.ozon.ru

В моей коллекции есть маленькие – «карманные» – календарики про цирк. У меня восемь толстенных альбомов.Началось с того, что я по объявлению на сайте «Молоток» у одного человека из Белоруссии за 100 долларов купил его коллекцию календариков. Это было удивительно, потому что они были… Есть у нумизматов такое понятие: mint condition. Значит: отличное состояние. Вот они в таком состоянии были. Такое ощущение, что их вообще не трогали. Их было много: с 1981 по 1988 год. И все про цирк!

Недавно в Казани я купил почти 200 календариков – у одной милой дамы на «Авито». У неё были такие необычные, специфические календарики: панорама Кремля и вдруг рядом – знаменитая «летающая тарелка» Казанского цирка, а снизу – реклама ГАИ. 1987 год! Такие календарики просто невозможно загуглить для покупки…

Вот такие карманные календарики, посвященные цирку, выпускались в Советском Союзе. Подборка из частной коллекции, фото с сайта https://show.7ya.ru.

Еще я собираю фантики от «цирковых» шоколадок. У меня, наверное, штук 300 есть. Какие-то от шоколадок, которые я ел. А есть такие фантики, которые я перекупал у коллекционеров. Стоят они дороже, чем, допустим, цирковая программка. Фантик в хорошем состоянии может стоить и 500, и 700, и 1 000, и 1 500 рублей! Просто они редко появляются.

Я умею покупать, а продавать – не умею. Поэтому, не успеет стул подо мной остыть – всё, всё выкинут на помойку. Ну а кому это будет надо? Сейчас коллекционеров, увлеченных цирком, не так уж и много. Из тех, кого я знаю, – наверное, человек шесть. И я один из этих шести.

Мое пожелание возможным коллекционерам: не начинайте ничего собирать!
Потому что это очень затратное, очень дорогое занятие. Сам процесс хранения, для которого необходимы специальные альбомы для банкнот и для монет – они сумасшедших денег стоят!

Вот был такой артист эстрады – Николай Смирнов-Сокольский.Он был чтецом — читал Пушкина, какие-то фельетоны… И у него была гигантская коллекция книг, которую он начал собирать еще до Второй мировой войны. Он передал ее в «Ленинку» – Российскую государственную библиотеку. У него были прижизненные издания Пушкина! Сколько это сейчас стоит? Миллионы, наверное. Да и во времена коллекционирования, наверняка, Смирнов-Сокольский мог потратить свои деньги на хорошую еду, но он предпочитал покупать книги.

Владимир Кожевников в архиве Казанского цирка.

Я видел таких коллекционеров, про которых думаешь: это что за бомж? А он, оказывается, богатейший человек – собирает золотые монеты. Не хотелось бы мне в такого «бомжа» превратиться…