Один их древнейших жанров цирковой акробатики получил своё современное название сравнительно недавно – около ста лет назад, благодаря бурно развивающимся химической науке и машиностроению. Рассказываем об удивительном, невероятном и завораживающем жанре цирка – каучуке.
«На манеже – женщина-резина!», «Сейчас вы увидите человека без костей!» – обычно так в XIX веке объявляли в цирках номера пластической акробатики. Их исполняли артисты с необыкновенно гибким телом – таким податливым, что казалось, будто и в самом деле в их теле нет костей, они словно из резины.
Позже «женщину-резину» и «человека без костей» заменили на суховатые термины «каучук» и «клишник». Так называют основные виды сольной пластической акробатики и сегодня.
Термин «каучук» появился в цирке в начале ХХ века. В это время весь мир обсуждал «каучуковую лихорадку» – массовое производство каучука (материала с превосходной эластичностью) в Бразилии. На каучук был огромный спрос: развивающемуся машиностроению (позже – автомобилестроению) и электротехнике требовалось всё больше резины. А получали её из натурального каучука…
Поначалу название «Женщина-резина» заменяли на «Каучуковую женщину», со временем номер стали называть просто «каучуком».
Основной трюк циркового «каучука» – крутой прогиб тела назад («боген»; от немецкого «bogen» — «дуга»). Он выполняется в различных положениях – в стойке на руках, с опорой на зубы (при помощи специального приспособления), лёжа на животе, на боку…
В современном цирке «каучук» исполняют преимущественно женщины.
Одной из лучших пластических акробаток, работавших в этом жанре, считается Евгения Страшная (1934 – 2010). Она с семилетнего возраста выступала в акробатических номерах цирка «Дельварс». А свой первый «каучук» подготовила в 1944 году. После травмы позвоночника в 1966 году на манеж она вышла только через 4 года. Но уже не как акробатка: Евгения Борисовна стала дрессировщицей лошадей…
Посмотреть пластический этюд Евгении Страшной, 1964 год
Основная позиция акробатического «клишника» – сгибание туловища вперед. Термин произошёл от фамилии английского акробата Эдуарда Клишнига (Eduard Klischnigg, 1813 — 1877). В своём поколении он был звездой цирка. Фурор произвёл в 1842 году в Вене: вышел на арену с номером «Человек-обезьяна».
В этом номере Клишниг ловко «складывался»: в положении стоя, сидя и лёжа вплотную касался корпусом тела своих ног, не согнутых в коленях. Делал «лягушку»: стойку на руках с заложенными на плечи ногами.
До наших дней дошла легенда о Клишниге. Будто бы в 1835 году, пытаясь получить разрешение «выступить в роли обезьяны», режиссёр Карл Карл (псевдоним Карла Андреаса фон Бернбрунна) ему раздражённо ответил: «У нас в Вене достаточно обезьян!». А Клишниг не стал перечить – просто поднял ногу и грустно почесал ею своё ухо…
В современном цирке «клишник» встречается крайне редко. Это очень сложный вид акробатики.
Пластический этюд Макселло Бенча, 1954 год.
Посмотреть на номер в жанре каучук вы сможете в программе «Легенды Байкала», которую привозит в Казанский цирк государственный цирк Бурятии. Премьера уже скоро – 22 сентября!