Хотите узнать, как казанский мальчишка стал участником знаменитого на весь СССР клоунского дуэта, а теперь ставит удивительные цирковые шоу, спектакли и мюзиклы? Андрей Шарнин, признанный цирковой режиссер, а в прошлом — известный клоун из дуэта Мик и Мак, рассказал нам свою историю.

Андрей Шарнин. фото с сайта https://fcollection.by/

«Давайте я буду клоуном»

Я родился в Казани, на улице Гагарина, в середине прошлого века в обычной семье. Родители не имели отношения к искусству — они были рабочие люди. Как-то, когда я учился классе в пятом, мне приснился сон, что я выступаю в цирке. Я рассказал об этом своему другу Эрику, а он вдруг говорит: «А у меня сосед в цирке работает! Давай он нас в цирк отведет, и мы будем там выступать!». Мальчишки ведь такие наивные люди… А соседом тем был Владимир Анисимов, который работал в то время униформистом в Казанском цирке (а позже – администратором и инспектором манежа). Мы к нему пришли, а он взял нас за руку и отвел в Дом пионеров на улице Шамиля Усманова — там был цирковой кружок.

Я очень хотел выступать, хотел быть и жонглером, и акробатом, и фокусником. Но все эти «профессии» в кружке уже были заняты. Мне сказали: «У нас нет клоуна». И я ответил: «Ну хорошо, давайте я буду клоуном». И я действительно выступал. И так мне это понравилось, что в этом самодеятельном кружке я занимался до самой армии! Мы даже выезжали в Набережные Челны выступать концертной бригадой — прямо на КамАЗ. В Альметьевск тоже ездили.

К классу к десятому я уже понял: «Вот этим я хочу заниматься всю жизнь». Ходил в библиотеки, читал про клоунов, про кинематографических комиков. Занимался в кружке пантомимы во Дворце культуры имени Ленина в Соцгороде. Но после школы надо было где-то учиться. В институт культуры меня не приняли, потому что я написал сочинение с ошибками. И я пошел в… кулинарное училище. Потому что мама сказала: «Так ты хотя бы всегда будешь сытый».  Учиться мне очень нравилось — там было много девушек, а молодых людей, наоборот, очень мало.

Андрей Шарнин в образе клоуна Мика. Фото с сайта https://nover.ru/

Вернувшись из армии, я продолжил заниматься клоунадой в Казани — теперь уже в ДК им. Гайдара, там же, в Соцгороде. Самостоятельно приготовил несколько номеров. Руководитель нашей студии — Абдула Ахметович Хабибулин — раньше выступал в Новосибирске, в группе «Цирк на сцене». Это такие группы, которые не на манеже работали, а разъезжали по клубам в разных городах и отдаленных селах. Он позвонил в эту группу и сказал: «У меня мальчик хороший есть, хочет работать клоуном. Может быть, посмотрите его?» В 1985 году я туда приехал на просмотр, меня взяли, и я полтора года ездил с вот такими коллективами по Дальнему Востоку, Сибири, Алтаю… Это было важно для меня: каждый раз ты делаешь какой-то шаг наверх, не всегда всё сразу получается, часто бывают неудачи. Но преодоление — часть получения опыта. И характер воспитывается за счет этого. Звездой становишься не сразу, а постепенно.

Как родились Мик и Мак

Со своим будущим партнером — Николаем Кормильцевым – я познакомился в новосибирской группе «Цирк на сцене». Мы подружились и начали работать вместе. Но здесь тоже был «счастливый случай» — в то время в Новосибирск приехал знаменитый режиссер клоунады Виталий Алексеевич Довгань. Вы его наверняка помните по советской передаче «АБВГДейка» — он играл рыжего клоуна Клепу.  Мы к нему пришли и сказали: «Мы такие классные ребята и хотим развиваться дальше». Он нас пригласил: «Приезжайте в Москву, мы с коллегами, режиссерами, дирекцией на вас посмотрим». Воодушевлённые, в 1986 году мы приехали в Москву. И нас взяли во Всесоюзную дирекцию по подготовке новых номеров. Это была «фабрика цирковых номеров», в которую приходят уже подготовленные артисты, и с ними работают профессионалы. А мы с Колей были такие простецкие клоуны, hand-made практически…

Клоунский дуэт Мик и Мак. Фото с сайта https://ptj.spb.ru

Знаменитые образы Мика и Мака для нас придумали режиссер и художник из Всесоюзной дирекции. Я до сих пор благодарен этим людям. Потому что одна голова хорошо, а десять — лучше. В подготовке циркового номера обязательно должен быть композитор, художник, сценарист, режиссер, хореограф, педагоги… И только тогда получается профессиональный, настоящий продукт. С нами поработали профессионалы, и получились клоуны Мик и Мак.

Перерасти свой потолок

Мы объездили весь Советский Союз, часто работали в Европе, ездили в Японию. А в девяностые нас пригласили работать в московский цирк — он тогда назывался «На Ленинских горах», а сейчас это Большой Московский цирк на проспекте Вернадского. Это была интересная, плодотворная жизнь. Мы участвовали в разных программах, постоянно бывали на фестивалях и конкурсах.

Дуэт Мик и Мака просуществовал 23 года. Так долго работать вместе у клоунов получается редко, в какой-то момент по определенным причинам они расходятся. И повторить тот же дуэт с другим партнером уже не получится, потому что два клоуна — это единый организм на манеже. Если его разделить и искусственно попытаться внедрить в него другую половину — получится отторжение.

Когда мне стукнуло 45 лет, я остро ощутил, что всё, предел, пора заканчивать. Я уперся в потолок самореализации и выше ничего больше сделать не могу. Надо заниматься чем-то другим, но в этой же сфере. А мне всегда нравилось придумывать что-то самому для других артистов или постановок. И я очень часто выступал режиссером каких-нибудь новогодних спектаклей. Параллельно окончил ГИТИС, отделение режиссуры цирка

В 2009 году я стал режиссером. Сначала был режиссером клоунады, у меня начали появляться ученики. А потом стал ставить и полноценные спектакли, и цирковые программы, и мюзиклы. Вот сейчас делаю уже третий спектакль в Театре кукол Образцова… Впереди много нового, и родную Казань я тоже планирую порадовать новым, уникальным продуктом, какого цирк еще не видел!