Содержание
Продолжаем разговор о Гаэтано Чинизелли и его славном семействе. Сегодня узнаем о его втором «походе на Россию», во время которого в стране появился первый каменный стационарный цирк, а на представления начали ходить представители высшего света. Именно Чинизелли превратили цирк в России из «маргинального развлечения» в искусство, которое годится и для аристократов. Как же это произошло?
Продолжение. Начало здесь
К концу 1860-х у Карла Гинне были цирки в России — в Москве и на Манежной площади Петербурга. Деревянные, как и все остальные цирковые арены в России в те годы. Дела шли неважно — современники оценивали цирк Гинне как посредственное явление. И Гинне, как когда-то Алессандро Гверра, позвал поправлять дела своего зятя с его труппой.
Гаэтано Чинизелли. Фото примерно 1870-1880 годов. Источник: https://commons.wikimedia.org
В 1869 году Чинизелли с женой, повзрослевшими уже детьми (Андреа, Сципионе, Эрнестом и Эммой) и невесткой Клотильдой приехали в Петербург. К тому моменту 54-летний Гаэтано уже добился всех мыслимых побед для тогдашнего циркового администратора: его труппа была знаменита по всей Европе, их номера вызывали восторг у публики. Плотно в цирковой обойме работали его дети. Сам Чинизелли тоже все еще выходил на манеж. Не хватало для счастья только одного: собственного стационарного цирка.
Мечту об этом Гаэтано решил воплотить в Петербурге. На ту пору в России еще не было ни одного каменного цирка. Да и петербургские цирки, как ни крути, назвать полноправно стационарными назвать было нельзя — это были небольшие, наспех сколоченные деревянные «времянки».
Чинизелли обратился в городскую управу, в которой весьма грамотно и аргументированно пытался «выбить» себе разрешение на постройку каменного цирка и на покупку земельного участка под него. А претендовал итальянец ни много ни мало — на участок Инженерного сквера рядом с набережной Фонтанки (именно там сейчас стоит в Питере здание, которое он в итоге построил).
Репетиция в цирке Чинизелли. Фото К. Булла примерно 1910-1914 гг. Источник изображения: https://pastvu.com
Во-первых, он апеллировал к тому, что «во всех известных городах Европы имеется по несколько цирков в каждом городе». «А в С.-Петербурге, при всей его потребности и громадном народонаселении, постоянный цирк еще не устроен».
Во-вторых, Гаэтано обращал внимание столичных властей на то, что в Москве, Одессе, Варшаве, Вильно, Нижнем Новгороде стационарные цирки мало того, что существуют — так еще и многие на городских землях! А города даже субсидию на их постройку давали!
В-третьих, Чинизелли обещал необычайный экономический эффект. Он говорил, что окрестности цирка обязательно оживятся, вырастет торговля, ведь в город приедет труппа из 200 лошадей и более 150 человек! Все эти люди должны будут что-то есть и где-то покупать вещи! А бедный класс сможет «снискать пропитание службой в цирке».
Программка цирка Чинизелли. Изображение отсюда: https://47news.ru/articles/223146/
Власти отказывали несколько раз подряд. Цирк, по их мнению, не имел того же общеобразовательного значения, как театр». Народ, по мнению городской управы, в цирке не мог умственно и душевно отдохнуть за небольшую плату. Но главным аргументом было то, что цирк должен был закрыть фасад Инженерного замка, а дети лишатся возможности гулять в сквере, от которого останется «клочок, который будет граничить с конюшнями цирка».
Чинизелли не сдавался. Он утверждал, что народу цирк нужен, как воздух. А в обмен на благоволение властей предложил за свои деньги снести деревянную цирковую «времянку» своего шурина на Манежной площади, разбить там сквер, обнести его кованой решеткой и даже фонтан построить. В результате власти сдались: 26 декабря 1875 года разрешение на строительство было получено.
Сквер на Манежной площади появился в 1877 году, проектировал его архитектор Кенель. Он же создал и цирк — первый каменный стационарный цирк в России, который открылся 26 декабря 1877 года. Чинизелли уложился ровно в два года!
Но «пресс-тур» для журналистов и почетных лиц города был проведен 4 декабря 1877 года. «Петербургская газета» писала, что новое здание грандиозно во всех отношениях. Цирк вмещал до 5 000 зрителей, ложи и кресла — в малиновой обивке, освещение — газовыми люстрами, профессиональная вентиляция. В зрительском зале была даже царская ложа. Кстати, архитектор Кенель получил от царской фамилии бриллиантовый перстень за ее обустройство. В конюшнях на 100 стойл были и зеркала, и мрамор, и фонтаны!
Зрительный зал цирка Чинизелли в начале XX века. Фото А. Оцуп с сайта https://bangkokbook.ru
Чинизелли вместе с архитектором придумал новые решения, по которым впоследствии строились другие цирки в Европе. Например, сферический купол без опорных колонн был обтянут холстом с росписью на цирковые мотивы (на ней изображался сам Чинизелли и его дочь Эмма верхом на лошади). Со стороны главного входа здание богато украшено — здесь и барокко, и классицизм, и ренессансные мотивы. А скульптуры, которые стоят в проемах арочных окон, — это музы: Мельпомена, Евтерпа и Эрато.
Фасад цирка Чинизелли. Фото с сайта https://bangkokbook.ru
В труппе у Чинизелли работали и члены его семьи (дети), и многие другие популярные цирковые артисты. Был целый штат клоунов, танцовщица на свободной проволоке, несколько наездник-иностранок. Каждые несколько недель в труппе появлялись новые артисты — Гаэтано понимал, что репертуар надо менять, а публика не любит постоянства. Вообще, программа менялась каждый день — один номер могли показывать два вечера подряд, только если он был какой-то ну совершенно уникальный и невероятно популярный.
Афиши цирка Чинизелли. Изображение с сайта https://pinterest.com
«Петербургская газета» писала:
Труппа его составлена очень хорошо. В ней есть и представители высшей школы верховой езды, искусные наездники и наездницы, отважные вольтижеры, довольно проворные вольтижерки, силачи, весьма порядочные танцовщицы на канате, ловкие клоуны и отличные лошади.
Дрессированных лошадей выводили сам Гаэтано и трое его сыновей. А дочери гарцевали на лошадях. Эта труппа добилась того, что цирк стал желанным развлечением не только для черни и купцов, но и для дворян (мы уже говорили про царскую ложу). Он старался поднимать престиж и качество циркового искусства — и всю жизнь отдал этому делу.
Кордебалет цирка Чинизелли. фото начала XX века. Фото с форума сайта http://www.ruscircus.ru (из личного архива Марины Маяцкой)
Цирком Чинизелли управлял строго — ни разу не снизил стоимость билетов, стремился заполнить все 5000 мест и экономил на всем, чем мог. В общем, был суперэффективным менеджером.
Гаэтано Чинизелли умер в 66 лет от мочекаменной болезни. Хоронили его пышно и богато. Гроб украсили тропическими растениями и многочисленными венками. Девять подушек с его орденами несли перед гробом. Отпевали усопшего в католической церкви Святой Екатерины, а потом гроб несли на руках до Исаакиевского собора. За ним старший сын вел любимую лошадь Гаэтано. Военный оркестр играл трагические марши. Процессия была огромная — вся цирковая труппа и масса людей проводили «властителя дум» до самого Смоленского кладбища.
Дочь Гаэтано Чинизелли — Эмма. Фото 1870 года. Изображение с сайта https://national.finna.fi
После Гаэтано управление цирком взяла в свои руки его вдова Вильгельмина. А через пять лет, когда умерла и она, дело перешло к его детям. Сначала руководил Андреа, старший сын. Потом умер и он. Сципионе, средний Чинизелли, владел и управлял цирком отца с 1891 до 1919 года. Он держал марку: чего стоила только водная феерия «Четыре стихии», показанная в 1892 году! Манеж для нее преобразили в огромный бассейн, в котором плавали олени, лошади и даже слоны.
Сципионе Чинизелли с 12 лошадьми «на свободе». Литография 1900 года. Изображение с сайта https://commons.wikimedia.org
В 1919 году, после революции, Сципионе покинул Россию — успел сделать это до начала террора. Дело жизни его и его отца — цирк Чинизелли — был национализирован. Имя Чинизелли на фасаде было восстановлено только в 2003 году. А в 2015 цирку присвоили его имя. Объектом культурного наследия были признаны и сквер, разбитый Чинизелли на Манежной площади, и даже его могила на Смоленском кладбище.
Петербург не забыл человека, который подарил ему настоящий цирк.
Большой Санкт-Петербургский Государственный цирк — Цирк на Фонтанке — Цирк Чинизелли. Фото с сата https://circus.spb.ru