Содержание
«Солнечный клоун Олег Попов (1930 – 2016) был таким же известным во второй половине ХХ века, как группа «The Beatles» и космонавт Гагарин. Его знали во всём мире. Такой популярности, как у него, не было ни у одного российского клоуна. Рассказываем, как началась его карьера.
Артистом цирка Олег Попов стал, можно сказать, случайно. Ему было 14 лет, и он уже работал – слесарем в московской типографии «Правда». Все тогда жили впроголодь: шла Великая Отечественная война. Однажды Попов узнал от приятелей, что студентам циркового училища хлеба по карточкам дают больше, чем работникам типографии. Больше на целых сто граммов! Эти «сто граммов хлеба» и решили судьбу Олега Попова: в 1944 году он поступил в Государственное училище циркового искусства.
До Олега никто в роду Поповых цирком не интересовался. Его дед и даже прадед были священниками, отсюда и фамилия. Олег Попов был глубоко верующим человеком. Известно, что он молился перед каждым представлением.
В цирковых труппах всего мира существовала – и до сих пор существует – негласная традиция: клоунов называют не по имени и фамилии, а по смешной кличке. Например: клоун Бантик. Клоунесса Шоколадка. Или: комический дуэт «Колбаска и Горошек».
Когда свою карьеру в советском цирке начинал Олег Попов, власти страны призывали бороться с «тлетворным влиянием Запада» и космополитизмом. Почти все молодые клоуны советского цирка стали писать на афишах свои собственные имена и фамилии.
А кличка у Попова, между тем, была. С детства! Олег был блондином: волосы – как лён, и даже брови белые. За это мальчишки прозвали его «Седой».
Первый раз в цирке Олег Попов оказался в конце тридцатых годов прошлого века. Это был московский цирк на Цветном бульваре. Повёл его туда отец – Константин Попов, часовой мастер. Больше всего в цирке маленькому Олегу понравился подарок от клоуна – воздушный шарик на веревочке. Уже дома Олег аккуратно развязал верёвочку, сдул из шарика воздух и спрятал своё «сокровище» между страниц книги. Он с детства был очень бережливым.
Подарок от клоуна произвел на Олега Попова такое сильное впечатление, что потом, когда уже сам стал клоуном, он всегда в своей первой репризе раздавал детям воздушные шарики.
Говорят, что у Олега Попова было врождённое чувство баланса. Это выяснилось в цирковом училище: он мог держать на кончике носа – и удерживать! – вертикально стоящие спичку, лист бумаги, монетку. Мог в любом темпе ходить со стаканом воды на голове, не проливая ни капли. Один из педагогов училища – выдающийся режиссер Сергей Дмитриевич Морозов – первым отметил «хороший баланс» Попова, и посоветовал ему работать в жанре «эквилибра».
Олег Попов выбрал самое сложное направление эквилибристики – выступление на свободно натянутой проволоке. Чем «свободная проволока» коварна? Чаще всего с неё падают вниз головой, вертикально. При таком падении может сломаться позвоночник.
Нужно быть предельно внимательным, чтобы не спутать подходы к проволоке и удерживать баланс.
В одном из своих интервью Олег Попов рассказывал, что «свободная проволока» уберегла его от пьянства. Зная, что его жизни в буквальном смысле слова зависит от ясной головы, он наотрез отказывался «пропустить стаканчик» после представления.
Режиссёр Сергей Морозов, первым разглядевший талант эквилибриста в Олеге Попове, поставил ему скандальный номер на свободной проволоке. С этим номером Попов выпускался в 1950 году из училища.
Почему случился скандал? В облике и повадках Попова не было ничего советского: одет элегантно и модно (в шляпе, с тросточкой), прогуливается по свободной проволоке с невероятной свободой, общается с униформистами, зрителями…
После «прогулки» Олег Попов готовил ужин: жонглировал вилками и кастрюлями, крутил тарелки на палочках. В финале номера ложился на проволоку и засыпал.
Студента Попова и режиссёра Морозова раскритиковали: почему артист работает не в русском народном костюме?! Где наши традиции?! Что это ещё за буржуазное эстетство?! Итог был печальным: номер запретили.
Ну а работать же Попову где-то было надо, правильно? Его отправили подальше от Москвы – в Тбилиси. Но прежде велели переделать номер: превратить «приятную прогулку» в «утреннюю гимнастику на проволоке».
Директора тбилисского цирка Владимира Лонгинозовича Кавсадзе все артисты называли «папа Ладо». Это был очень добрый и щедрый человек, он всем помогал, его уважали и любили. Выслушав про «запрещённый номер» Попова, папа Ладо сказал: «Ну, я же не могу лишить тебя зарплаты? Будешь выходить в парад. Пройдешь два круга с поднятой наверх ладошкой… А номер свой пока работать не будешь!».
Олег Попов продолжал репетировать, а в манеж выходил только в начале представления – на парад-алле. Как-то папа Ладо задержался на репетиции Попова и решил рискнуть: выпустил «скандального» эквилибриста отработать на вечернем представлении. Попов показывал первоначальный вариант своего номера.
Это был неожиданный, но очень громкий успех. Публика Тбилиси от эквилибриста Олега Попова явно была в восторге.
Откланявшись, Олег Попов быстро снял грим, переоделся и побежал к папе Ладо. Легенда гласит: папа Ладо, увидев Попова, помрачнел, подошёл к артисту молча и… влепил ему пощёчину. «За что?» – не понял Попов. «За то, что ты два месяца мне голову морочил!». — «Но мне запретили этот номер, я вам говорил…» — «Это у вас в Москве тебе запретили. А в Тбилиси будешь работать каждый день!».
Продолжение читайте здесь