Продолжение. Начало читайте здесь.
В 1953 году Олег Попов гастролировал в Саратове. Накануне премьеры программы выяснилось, что заболел клоун-коверный. Кто-то рекомендовал директору цирка обратиться за помощью к молодому эквилибристу Попову – дескать, Попов ещё в училище разыгрывал клоунские миниатюры, и у него это отлично получалось.
По всей видимости, Попов, как клоун, отлично дебютировал. Потому что к концу саратовских гастролей получил телеграмму: «Направляетесь в цирк города Риги с номерами «Свободная проволока» и «Клоунада».
В этом же году у Олега Попова появилась кепка в крупную черно-белую клетку, ставшая впоследствии неотъемлемой частью его клоунского образа. Вот как об этом рассказывал в одном интервью сам Олег Константинович:
В 1953 году я снимался на «Мосфильме» в картине «Арена смелых», куда меня пригласили как молодого, подающего надежды клоуна. Привели нас в костюмерную студию, где можно было что-то поискать для съемки. Тут-то я и увидел среди множества головных уборов — шляп, беретов, фуражек — необычную кепку в клеточку. Наверное, сшили ее для героя какого-то комедийного фильма. Примерил я кепку — и она оказалась 60-го размера, как раз по моей голове. Вот в ней-то я и снялся в том фильме. И так она мне понравилась, что после съемок… Я попросил, и мне ее подарили. Теперь она, можно сказать, мой торговый знак….
В фильме «Арена смелых» Олег Попов, ещё без знаменитой своей кепки, появляется на экране на четвертой минуте (03:45). Вместе с ним в этой киноленте работают ещё два превосходных клоуна – Эдуард Середа (04:00) и Борис Вяткин (04:20). А Олега Попова в той самой кепке впервые можно заметить на 34:24).
Потом этих клетчатых кепок у него стало – огромное количество. Но дарить их своим поклонникам он не любил. Говорили, что у Попова появилось суеверие с возрастом: он побаивался, что если подарит кому-то свою кепку, то вместе с ней отдаст человеку и свой профессиональный успех.
А успех у клоуна Попова был феноменальный! Его включили в программу первых зарубежных гастролей советского цирка (1956 год, Брюссель и Лондон). За рубежом Попова и прозвали «солнечным клоуном»: одна из газетных рецензий называлась «В туманном Лондоне появился Солнечный клоун».
У Олега Попова был огромный репертуар клоунских реприз. Он постоянно их сочинял. И у него всегда было очень много реквизита и бутафории, которые он изготавливал сам.
В 1965 году Попов выпустил в Москве клоунский спектакль «Лечение смехом». Это была сюжетная постановка, в которой он играл главную роль – чудаковатого доктора из клиники «Будь здоров!». К нему приходил акробат на костылях – доктор Попов советовал ему ходить на руках, а не на ногах. Приходил скандальный пьяница и требовал «больничный» – Попов подносил к его лицу горящий факел и изо рта «больного» вылетало огромное огненное облако.
К доктору Попову в этом спектакле приходил даже лев. Но не настоящий – царя зверей изображал артист. Лев-больной и Попов-доктор выпивали за приятное знакомство, пели дуэтом «Шумел камыш» и, как нарушители спокойствия, попадали в милицию. Из милиции они выходили очень тихие, грустные и с одинаковыми прическами «под ноль».
В команду постановщиков этого выдающегося спектакля, кроме Олега Попова, входили режиссёр Марк Местечкин и балетмейстер Петр Гродницкий. Говорят, все трое обожали серию британских кинокомедий про мистера Питкина и хотели создать на цирковой арене что-то такое же смешное и захватывающее.
Одним из самых захватывающих эпизодов в спектакле «Лечение смехом» стал танец скелетов! Было это так: доктор Попов делал рентгеновские снимки, а потом из негативов вдруг «оживали» скелеты. Эти скелеты были нарисованы светящейся в темноте краской на черных трико цирковых балерин. Девушки танцевали, но в темноте и при специальном освещении их не было видно — было только видно, как «танцуют» кости.
В финале спектакля доктор Попов раздавал зрителям справки с рекомендациями. В них было написано: «Весельчак живет всех дольше — смейся в день сто раз и больше!»
У Олега Попова была своя команда: ассистент, клоуны-партнёры и даже свой инспектор манежа – Борис Шварц. С этой командой он работал и в Москве, и на гастролях.
В ближний круг артиста входила, конечно же, и его супруга – скрипачка Александра Рыславская. Они познакомились в московском цирке на Цветном бульваре: Попов уже был клоуном, а Рыславская играла в цирковом оркестре. Свадьбу они сыграли в 1952 году. В 1953 году у Поповых родилась дочь, её назвали Ольгой.
Ольга Попова стала артисткой цирка – выступала с номером «Танцовщица на проволоке». Но недолго: выйдя замуж за жонглера Евгения Биляуэра, ушла из цирка…
Олег Попов ласково называл свою супругу Александру Санечкой, Саней. Её не стало в 1990 году: известие о смерти жены Попов получил, когда гастролировал в Австрии.
Вот как вспоминает об этом Александр Калмыков, автор книги «Олег Попов. Невыдуманные истории из жизни» (2020):
… Он рыдал громко, ревел, как белуга. Он был похож на беззащитного мальчика, у которого отобрали самое дорогое. Рано утром он постучал в дверь директора. Сказал: «Давай поедем вместе, мне нужен винный магазин».
…Вошли в магазин, в котором было огромное количество напитков, тысячи разнообразных бутылок. Они стояли на прилавках, на маленьких этажерках и просто в пирамидах на полу. Олег был так растерян, что когда вошел в магазин, зацепил пирамиду с бутылками и несколько бутылок, штук пять, упало и разбилось, залив красным вином все полы магазина. Тогда это показалось символичным – Саня умерла. Олег полез в бумажник, предложил деньги за то, что разбил. Но хозяева магазина успокоили его. Сказали: «Не беспокойтесь, все это у нас застраховано, не надо ничего платить. Что вы хотите?»
Олег сказал, что хочет купить сто бутылок розового вина… Розовое вино было любимым вином Сани. Оплатили, обслуга магазина поставила ящики в багажник машины Олега. Теперь они отправились в магазин канцелярских принадлежностей. Тогда, в 90-е, только появились в продаже маленькие свечки в красных подсвечниках-чернильницах. Олег закупил их тоже несколько сотен штук. Когда приехали в цирк, он попросил артистов не расходиться и побыть за кулисами. Сейчас будут поминки и траурная панихида.
<…> В манеже он попросил выключить свет. Все артисты ждали за кулисами. Ждали довольно долго, не понимая, что происходит. Наконец, пришел немец-радист и включил траурную музыку. Олег пригласил всю программу на манеж.
Продолжение следует…